К гадалке не ходи. Ученые открыли универсальный закон долголетия

09.07.19

Что мы знаем о теломерах? Это повторяющиеся концевые участки хромосом, которые с возрастом начинают укорачиваться. Испанские ученые считают, что именно они ответственны за продолжительность жизни живых существ. Свои выводы исследователи представили в журнале PNAS.

«Мы открыли универсальный биологический закон, определяющий, как много лет, месяцев или дней может прожить то или иное существо. Нам удалось доказать, что длина теломер задает продолжительность жизни для всех животных на Земле», — заявила Мария Бласко (Maria Blasco) из Национального центра изучения рака в Мадриде (Испания).

Клетки человека делятся всю жизнь. Проблема лишь в том, что после 40-50 циклов у клеток настолько укорачиваются хромосомы, что деление останавливается. За и это отвечают теломеры. То есть у организма не остается строительного материала и он начинает стареть, а клетки больше не репродуцируют. Но вот что интересно: они могут делать это быстрее или медленнее. Считается, что на процесс влияет образ жизни — стресс, вредные привычки, хронические болезни и тяжелые условия — все это не добавляет долголетия. Чтобы доказать эту теорию, ученые брали образцы крови разных животных и измеряли длину их теломеров. Как оказалось, зависимость прямая.

«Мы показали, что главную роль в процессе старения и в определении долгожительства играет не изначальная длина, а темпы сокращения концевых участков хромосом. Более того, этот параметр позволяет предсказать среднюю продолжительность жизни любого вида точнее, чем его масса или скорость метаболизма», — заключает Курт Уиттемор (Kurt Whittemore), коллега Бласко.