Европейские больницы помогают супербактериям адаптироваться к антибиотикам

3.08.19

Новое исследование показало, что устойчивые к антибиотикам штаммы клебсиеллы пневмонии (Klebsiella pneumoniae),  патогена, который может вызывать респираторные и кровяные инфекции у людей, распространяются через больницы в Европе, сообщает Институт Сенгера. Результаты опубликованы в журнале Nature Microbiology.

Некоторые штаммы K. pneumoniae устойчивы к карбапенемовым антибиотикам, которые представляют собой последнюю линию защиты при лечении инфекций, и поэтому считаются крайне устойчивыми к лекарственным средствам.

Было изучено 2000 образцов K. pneumoniae. Они были взяты у пациентов 244 больниц по всей Европе и отправлены в британский геномный исследовательский Институт Сенгера. В результате исследователям удалось идентифицировать гены, которые, активируясь, могут вызывать устойчивость бактерий к карбапенемовым антибиотикам. Эти гены «отвечают» за выработку особых ферментов, которые позволяют клебсиеллам разлагать лекарства, делая их бесполезными.

Медики предполагают, что интенсивное использование антибиотиков в больницах способствует процветанию этих высокоустойчивых штаммов, которые вытесняют другие, более податливые разновидности микробов.

Учёные считают, что усиление санитарного контроля в лечебных учреждениях и более вдумчивое отношение к переводу пациентов из больницы в больницу смогут препятствовать «расселению» клебсиеллы и в целом улучшат ситуацию.

По оценкам исследователей, в Европе в 2007 году 341 человек умер в результате заражения K. pneumoniae, устойчивой к карбапенемам. А уже к 2015 году число смертей увеличилось в шесть раз и достигло 2094 человек. В группу особого риска попадают младенцы, пожилые люди и пациенты с ослабленным иммунитетом.