Как отличить Моне от Мане? Лекция об импрессионистах

 

Самый простой фильтр: Клод Моне чаще писал пейзажи, Эдуард Мане — портреты. Но, конечно, и тот, и у другой работали в обоих жанрах. И словно в насмешку над зрителем оба француза написали картины с идентичным названием «Завтрак на траве». А теперь посмотрите на обе репродукции. Фильтр второй: Мане писал более реалистично, чем его созвучный коллега. Моне же более «впечатлителен», если транскриптировать течение «импрессионистов» (от фр. impression — «впечатление»): он работает в технике широких мазков, без чётких линий. Он уделяет большое внимание цвету и свету. Впрочем, более подробные обзоры этих и других художников смотрите в видео.

 

Текстовая версия лекции Дарьи Ворониной:

Как известно, импрессионизм, это французское направление изобразительного искусства. Впрочем, импрессионизм также проявился в литературе и в музыке, но это не тема нашей сегодняшней лекции. Вообще вторая половина XIX века, ну, а если быть точным, 60-е годы в Европе и в России были весьма бурными в области новаторских движений и достижений среди художников. Так уж произошло, что старая академическая школа перестала удовлетворять художественные запросы молодых художников. И в разных странах художники стали искать новые пути развития живописи.

Франция, может быть, благодаря невероятно красивой природе, колориту, солнцу, сподвигла мастеров кисти делать различные открытия и исследования в области цвета. И вот здесь мы приходим к самому важному и интересному моменту. Чем картины импрессионистов будут отличаться от художников, от художников других стилей второй половины XIX века? Что породило такой конфликт между представителями, казалось бы, одной страны? Дело в том, что весь XIX век в моде был академизм. Это достаточно строгие правила построения рисунка, композиции и использование цвета, когда цвет использовался условно, то есть светлые, темные стороны художники записывали по определенной схеме.

Вообще кто такие импрессионисты? Для нас сейчас, если мы посмотрим на фотографии того периода, уже конца XIX века, мы увидим фактически мэтров живописи. Ну, ведь когда-то и они были молодыми художниками. И они видели вот это всё многообразие красок, окружающей действительности. Им казалось совершенно невозможным уже для себя писать так же скучно, как это делали их старшие товарищи. И они вышли на пленэр. Сейчас еще одно интересное слово: «пленэр». Слово французское и переводится как живопись на открытом воздухе.

Справедливости ради стоит отметить, что уже предшественники импрессионистов выходили на пленэр и писали картину непосредственно на природе, а не в мастерской. Но импрессионисты пошли дальше: они начали писать картину от начала до конца, стоя на красивой лужайке, под белым большим зонтом и не придумывая цвета, а именно списывая, отображая их из окружающей природы. Вот так родилось самый важный момент для импрессионизма — это, во-первых, впечатление. Кстати, слово импрессионизм с французского так и переводится: «впечатление». Потому что художники ставили своей основной задачей передачу впечатления от окружающей действительности. Большая часть художников-импрессионистов посвятила свое творчество пейзажной живописи, но далеко не все. Можно вспомнить прекрасных мастеров Ренуара, Дега, мы о них еще сегодня упомянем, для этих мастеров главной натурой был человек, человеческое тело на природе или в интерьере. Конечно, вспоминая импрессионистов, мы в первую очередь вспоминаем и одного из родоначальников направления художника Клода Моне. Сейчас за моей спиной представлены одни из известнейших полотен мастера: вид скал, прекрасные пейзажи юга Франции. Какой интересный метод разработал Клод Моне и почему его считают не просто импрессионистом, а одним из самых выдающихся представителей стиля? Клод Моне пошел дальше остальных в разработке вот этой уникальной цветовой теории. Что же делал художник? Художник посчитал, во-первых, что необходимо полностью отказаться от использования черной краски. Да, это действительно так. Если вы будете ходить вдоль полотен и внимательно рассматривать их, то вы не увидите черной или даже какой-то темной, серой краски. Потому что Клод Моне справедливо замечал: посмотрите, в окружающем нас мире черного цвета нет. Потому что, что такое черный? Это отсутствие цвета. И стоит ли использовать краску, если в природе черный мы не встретим. И соответственно можно добиться вот этого богатого совмещения цветов и оттенков чистыми, яркими цветами.

Плюс к тому, художник Клод Моне использовал очень интересный технический прием — это визуальное смешение цветов: он брал на кисть краски достаточно ярких, сочных оттенков и мазки чередовал друг с другом. Зеленый и желтый, условно говоря, голубые и розовые. Поэтому когда зритель отходил вдаль от картины, то в зрительном поле происходит вот это визуальное смешение цветов. И мы уже не видим конкретные мазки каких-то цветов, а видим более сложные цвета третьего порядка. И вот это тоже очень важная характеристика импрессионистов. Импрессионисты изобрели технику раздельного мазка, раздельного положения цвета и уже потом визуального смешения. Потому что до этого художники подбирали нужный оттенок на палитре, подчас очень долго его смешивая, а потом уже переносили на полотно.

Импрессионисты же считали, что наш мир многообразен и в нем присутствуют как раз сочные, яркие цвета. И вот это богатство оттенков мы видим благодаря оптическим иллюзиям и оптическим смешениям. Поэтому импрессионисты наше естественное визуальное зрение постарались воплотить на своих картинах. Так же хотелось бы отметить, что художник Моне в основном работал сериями. Ему было очень интересно смотреть, как в результате смены освещения утреннего, вечернего, дневного будут меняться краски, скажем, на поле, на стогах сена, на заборе или на домах.

Одна из самых выдающихся серий художника в этом направлении — это  работа «Руанский собор». Он пишет фасады Руанского собора, серия достаточно крупная, он много над ней работал и создал различные колористические варианты Руанского собора.

Надо отметить, что и другие пейзажи Моне часто представлены серийно. Художник приходил на одно и то же место, раз за разом, и наблюдал, как меняется освещение, как меняются блики, самые светлые места и самое главное еще импрессионистов иногда называют живописью рефлексов. Что такое рефлекс? В живописи это отраженный свет и отраженный цвет. Действительно, если мы с вами посмотрим, то увидим, всё пронизано вот этими дополнительными оттенками, которые окрашивают нашу жизнь.

Я упоминала о том, что не только художник Клод Моне был ярким представителем импрессионизма и не только пейзаж был излюбленным жанром и направлением среди художников. Мы можем вспомнить еще замечательных других мастеров, например, Эдгар Дега. Художник Эдгар Дега писал маслом не очень часто. Он представитель несколько иного направления, он работал в основном пастелью. Мы называем таких художников художники-пастелисты. И даже человек, наверное, далекий от зрителя, помнит и знает одну из самых известных работ художника «Голубые танцовщицы», голубые балерины, вот это такая прекрасная пастель. Но и если внимательно рассмотреть творчество мастера, то можно увидеть, что большая его часть картин посвящена прекрасному миру театра, танца и балета, а главные героини его работ — это танцовщицы, ну и просто прекрасные женщины. Почему же так произошло, почему художник Эдгар Дега практически не пишет пейзажи? Хотя впрочем, иногда пишет. Скачки: он был любителем конного спорта и, скачки — один из его сюжетов. Дело всё в том, что Эдгар Дега также в силу, кстати, своего здоровья не мог подолгу находиться на открытом воздухе, поэтому живопись на пленэре, к сожалению, ему не была доступна так, как другим художникам, но он нашел решение. Ведь свет бывает естественный, то есть солнечный, и свет бывает искусственный. И искусственный свет не менее интересен и прекрасен. И вот это декоративное освещение театральной рампы так увлекло художника, что он посвятил свою творческую жизнь как раз исследованию искусственного света, цветного искусственного света в интерьере, на своих прекрасных моделях.

Так что, вот видите, импрессионизм, это вовсе не пейзаж. Художники-импрессионисты в принципе могут брать любой сюжет. Пейзаж, портрет. А вот и портрет: художник Ренуар — один из самых известных французских импрессионистов и портретистов. Пожалуй, самая выдающаяся его работа в этом жанре портрет певицы Жанны Самари. Но здесь мы с вами познакомимся с другой работой художника. Вот, «Дама в черном». Вы знаете, как признавался Ренуар: «Еще будучи ребенком я полюбил женщин, их прекрасные пластику тел, грацию». И художник считал, что именно женское тело, как одетое, так и обнаженное, это самое прекрасное, что может быть в жизни и это единственный, пожалуй, такой идеал для художника. Поэтому он рисовал и писал своих моделей, которые сидели в небольших, уютных парижских кафе или гуляли по не менее прекрасным французским паркам, залитым, с пятнами света и тени, качались на качелях, танцевали, плавали на лодках или принимали утренний туалет, сидя у окна в своей комнате. Цвет человеческого тела, он тоже может вобрать в себя вот эту всю палитру оттенков импрессионистических, светлых и темных, теплых и холодных.

Впрочем, дальше импрессионизм естественно будет развиваться, потому что любое художественное течение имеет тенденцию к развитию и изменению. Таким образом, импрессионизм начинает перерождаться в не менее интересный стиль, постимпрессионизм.

Почему импрессионизм начинает видоизменяться… Дело в том, что художникам становится немного ясно в рамках пленэра и только живописи на природе. И художники начинают дальше разрабатывать идею цвета. Так, например, мастера Сера и Поль Синьяк — картину Поля Синяка «Сосна» вы сейчас можете видеть за моей спиной — начинают работать в технике дивизионизма, то есть разделения цветов — они ещё больше развивают теорию отдельного мазка, яркого цвета. И мазок в конечном итоге к точке — таким образом, появляется интересная техника «пуантилизм». И вот как раз два французских мастера — это художники, которые своим творчеством сделали своеобразный мостик, своеобразный переход между классичемским импрессионизмом и совершенно новым художественным явлением постимпрессионизма, о котором я подробно поговорю и расскажу в нашей следующей лекции.

1 комментарий

  • Потрясающая статья! Очень хочется читать такие статьи, а не об заработках миллиардеров и тошнотворных звезд. А то многие знают что картина Малевича «Черный квадрат» очень дорого стоит, действительно не могут различить двух великих художников. Необходимо развивать человека с помощью таких тем — это же очень интересно!