«Эффект земли». Восстановлена картина катастрофы в Шереметьеве

15.05.19

Картина катастрофы Sukhoi Superjet 100 в Шереметьеве полностью восстановлена. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к расследованию. Но непонятные моменты все еще существуют, и мы попытались прояснить их с помощью экспертов.

Итак, согласно опубликованным СМИ данным — примерно через 15 минут после вылета в носовую часть лайнера попадает молния, после чего электроснабжение переводится на аккумуляторные батареи (Emergency Electrical Configuration, EEC), а управление машиной — в режим прямого управления (Direct Mode).

Это нештатная ситуация, но пока ничего критичного. Самолет с неработающими генераторами, как утверждает производитель, может находиться в воздухе «достаточное время», чтобы экипаж мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома, приземлиться там, а в случае необходимости и уйти на второй круг для повторного захода.

Самолет возвращается в пункт отправки. Режим EEC не требует подачи сигнала бедствия, так что в Шереметьево по тревоге даже не поднимают аварийные службы. Производитель лишь рекомендует в этой ситуации совершать посадку плавно, с вертикальной скоростью в момент касания не более 1,8 м/с, чтобы исключить поломку стоек шасси, пишет газета. Экипаж смог зайти на посадку только со второй попытки, но диспетчерская не сообщает о каких-либо ошибках экипажа и дает добро на посадку. И вот здесь начинаются странности. По какой-то причине самолет перелетает расчетную точку посадочной полосы. Экипаж начинает «прижимать» самолет к ВПП, в то время как лайнер еще не коснулся ее колесами. А перед самым приземлением пилоты, как показал самописец, резко увеличивают тягу и одновременно переводят его в режим пикирования. Зачем? Возможную версию произошедшего рассказал Виктор Заболотский — президент Федерации любителей авиации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, многократный рекордсмен мира по самолетному спорту.

Я хочу высказаться в защиту летчиков. Возможно, здесь им помешал «эффект земли». Такое в моей практике случалось. Если проводить аналогию, то близкий термин на земле «аквапланирование». Суть в том, что под самолетом создается воздушная подушка, которая удерживает его над землей в то время, как он заходит на посадку. Для этого необходимы определенные условия, но это возможно.

— говорит Виктор Заболотский

Этот эффект может наблюдаться у всех типов самолетов с низко расположенным крылом, утверждает эксперт. К таким как раз и относится Superjet. Но почему, как следует из бортовых самописцев — перед самым приземлением пилоты резко увеличили тягу и одновременно опустили нос воздушного судна?

При ручном управлении, «эффект земли» как раз и мог ввести в заблуждение экипаж. Может быть именно поэтому, самолет мог проскочить расчетную точку. Пролетев лишний километр, пилот заволновался — почему нет касания? К этому моменту скорость могла упасть до такого уровня, что «эффект земли» перестал поддерживать лайнер в воздухе. Экипаж, не понимая, почему нет касания с землей, а счет шел на секунды, все-таки решил немного опустить нос, что и стало роковой ошибкой. По сути, именно желание как можно мягче посадить самолет могло сыграть с пилотом злую шутку

— предполагает эксперт
https://www.youtube.com/watch?v=uFtqdzS5weI
MrDeltik

https://www.youtube.com/watch?v=59JkribzcMI
Социальные Новости

Еще одной одной ошибкой экипажа стало решение продолжить посадку после того, как самолет подпрыгнул на полосе. В этом случае по инструкции нужно было поднимать лайнер в воздух и делать новую попытку захода на посадку. Почему этого не было сделано и кто из двух пилотов совершил роковой маневр, приведший к гибели 41 человека, предстоит установить следствию.

Андрей Горбачев

Нет комментариев