Поиск - новости науки и техники

Кинокритик Антон Долин: “Тарковский велик тем, что искал человека в космосе”

Почему научная фантастика в российском кинематографе сейчас в кризисе? Об истории развития жанра, о том, как американцы опередили всех в индустрии (всегда ли так было) и как СССР всё-таки высадил первым человека на Луну.

 

 

 

 

“Все дорогостоящие жанры: фантастика, фэнтези, фильмы-катастрофы окупаются только в том случае, если фильм можно показывать за пределами своей страны. В России не существует достаточного рынка для того, чтобы действительно дорогой научно-фантастический фильм окупился”, – объясняет кризис жанра в отечественном кинематографе в наши дни кинокритик Егор Москвитин.

 

По его словам, хорошие фантастические фильмы в США начинаются с бюджета  $80 млн (бюджет х/ф с Бредом Питтом в главной роли «К звёздам», 2019 г.  составил $87,5 млн – это данные КиноПоиска). Есть примеры фильмов с бюджетом и $400 млн.

“А у нас это всё редко, у нас это бывает в виде каких-то исключений, – продолжает Егор Москвитин.  – Сейчас неплохо продавали в Торонто, если не ошибаюсь, ещё не вышедший «Спутник». В фильме нормально нарисовали чудовище. Понятно, что из этого может выйти и нормальный ужастик. А ужастики сейчас – это важное направление научной фантастики. Чем больше у нас будет рынок сбыта – тем больше будет возможностей перепродажи контента”.

Живой пример, кстати, есть: всё тот же великий и бесстрастный Netflix уже приобрёл права на уже вышедший российский сериал “Лучше, чем люди”. Возможно, свой заработанный условный миллион продюсеры с большей охотой вложат в следующий сай-фай. Пока в случае со “Спутником” процесс, мягко говоря, не явно прогнозируемый.

 

 

Михаил Врубель – сценарист, но в данном случае выступает как кинопродюсер сразу двух ожидаемых научно-фантастических картин: “Притяжение” и “Спутник”. Он уверен, что в нашей стране попросту нет истории этого жанра, в первую очередь, в литературных источниках. Вот почему порой так сложно пробивать стену к зрителю.
“В книге «История научной фантастики Джеймса Кэмерона» режиссёр  про себя рассказывает, как он посмотрел что-то в 3 года, прочитал 800 миллиардов книг… Естественно, это подпитывало его.  А у нас этой истории нет. Поэтому её приходится медленно … раскочегаривать. К тому же это сложный жанр, в отличие, например, от фэнтези, где ты просто что-то придумал. А здесь же требуется научное обоснование. При этом в нём нужно искать что-то новое, особенно если оно про будущее, как это обычно бывает в научной фантастике. для такого сложного жанра нужно иметь такой … концептуальный мозг: что-то между инженером и режиссёром”.

 

Нет комментариев