Почему научная фантастика в российском кинематографе сейчас в кризисе? Об истории развития жанра, о том, как американцы опередили всех в индустрии (всегда ли так было) и как СССР всё-таки высадил первым человека на Луну.
«Все дорогостоящие жанры: фантастика, фэнтези, фильмы-катастрофы окупаются только в том случае, если фильм можно показывать за пределами своей страны. В России не существует достаточного рынка для того, чтобы действительно дорогой научно-фантастический фильм окупился», — объясняет кризис жанра в отечественном кинематографе в наши дни кинокритик Егор Москвитин.
По его словам, хорошие фантастические фильмы в США начинаются с бюджета $80 млн (бюджет х/ф с Бредом Питтом в главной роли «К звёздам», 2019 г. составил $87,5 млн — это данные КиноПоиска). Есть примеры фильмов с бюджетом и $400 млн.
«А у нас это всё редко, у нас это бывает в виде каких-то исключений, — продолжает Егор Москвитин. — Сейчас неплохо продавали в Торонто, если не ошибаюсь, ещё не вышедший «Спутник». В фильме нормально нарисовали чудовище. Понятно, что из этого может выйти и нормальный ужастик. А ужастики сейчас — это важное направление научной фантастики. Чем больше у нас будет рынок сбыта — тем больше будет возможностей перепродажи контента».
Живой пример, кстати, есть: всё тот же великий и бесстрастный Netflix уже приобрёл права на уже вышедший российский сериал «Лучше, чем люди». Возможно, свой заработанный условный миллион продюсеры с большей охотой вложат в следующий сай-фай. Пока в случае со «Спутником» процесс, мягко говоря, не явно прогнозируемый.
https://www.youtube.com/watch?v=nKlUcHJHtLA
«В книге «История научной фантастики Джеймса Кэмерона» режиссёр про себя рассказывает, как он посмотрел что-то в 3 года, прочитал 800 миллиардов книг… Естественно, это подпитывало его. А у нас этой истории нет. Поэтому её приходится медленно … раскочегаривать. К тому же это сложный жанр, в отличие, например, от фэнтези, где ты просто что-то придумал. А здесь же требуется научное обоснование. При этом в нём нужно искать что-то новое, особенно если оно про будущее, как это обычно бывает в научной фантастике. для такого сложного жанра нужно иметь такой … концептуальный мозг: что-то между инженером и режиссёром».
Нет комментариев