Компактный датчик магнитных полей поможет выявить недуги сердца

05.08.19

Камертон для сердца. Диагностика тяжелых болезней —  одна из приоритетных задач современной медицины. Группы ученых по всему миру работают над способами легкой, а главное бесконтактной формы.
Специалистам Национального исследовательского технологического университета НИТУ «МИСиС» удалось сделать важный шаг в этом направлении. Они создали компактный магнитный датчик, работающий при комнатной температуре. Прибор способен улавливать изменения магнитных полей в органах человека. Результаты исследований опубликованы в международном научном журнале Magnetism and Magnetic Materials.
Известно, что человеческие органы излучают слабое магнитное поле. Созданный датчик позволяет улавливать изменения при заболевании. С его помощью можно диагностировать на ранних стадиях ишемическую болезнь сердца, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и ряд других болезней. Датчик имеет форму камертона, то есть, он раздвоен на конце.

«Принцип работы можно описать следующим образом: при нахождении данного сенсора в слабо изменяющемся внешнем магнитном поле происходит изгиб каждого из зубьев плоского камертона в противоположных направлениях. Изгиб приводит к появлению разности потенциалов на электрических контактах структуры, причем возникающие заряды складываются. При воздействие на сенсор других сигналов, например акустических вибраций, которые являются паразитными для работы датчика, изгиб каждого из зубьев плоского камертона происходит в одном направлении и наведенный сигнал вычитается», – рассказывает один из разработчиков Андрей Турутин.

Рабочая часть датчика не превышает 3 сантиметров в длину. Он создан на основе композитных мультиферроиках, которые состоят из кристалла ниобата лития и сверхпрочных «металлических стекол». Это сочетание материалов было разработано НИТУ «МИСиС» в сотрудничестве с Университетом Авейру (Португалия). Сейчас ученые работает над увеличением чувствительности прибора и готовят его прототип.