Российские ученые принимают участие в разработке международной окололунной станции

07.10.2019

Российские ученые участвуют в подготовке Международного проекта по созданию орбитальной космической станции на окололунной орбите. Начиная с 2013 года проводятся ежегодные рабочие совещания (TIM -Technical Interchange Meetings) под общим названием «Радиационная обстановка и анализ рисков на поверхности Луны и вблизи нее (Radiation Environment and Risk Analysis At and Near the Lunar Surface)». Их цель — научное обоснование исходных данных для принятия решений по окололунной космической станции.

Постоянный участник этих совещаний, главный научный сотрудник Института ядерных исследований Российской академии наук (ИЯИ РАН) Николай Соболевский рассказал, что на этих совещаниях обсуждают модели галактических и солнечных космических лучей, развитие методов расчёта дозовых полей под действием космического излучения, воздействие на экипаж и электронику, а также подготовку предложений по деталям конструкции орбитальной станции.

В 2016 году к Роскосмосу и NASA присоединились Европейское космическое агентство (ESA), Канадское космическое агентство (СSA) и Агентство аэрокосмических исследований Японии (JAXA).

Реализация проекта станции на окололунной орбите встречает определённые трудности. Например, нормативы по допустимой дозовой нагрузке на космонавтов различны в разных странах. Да и подходы участников к построению моделей космических лучей тоже разнятся.

Кроме проекта станции на окололунной орбите существуют конкурирующие проекты станций на поверхности Луны. Поэтому обсуждаемый проект пока не утвержден официально, хотя он имеет ряд преимуществ по сравнению с последними.

Тем не менее, работа по тематике проекта стимулировала прогресс в научных исследованиях. Были уточнены модели галактических и солнечных космических лучей для текущего 11-летнего солнечного цикла. Выполнен большой объем расчетов их воздействия на различные объекты. Необходимо подчеркнуть, что расчёты потоков частиц и дозовых полей в сложной геометрической конфигурации, примером которой является космическая станция, весьма сложны. Здесь применяются известные универсальные компьютерные программы, разработанные в США, Европе и Японии, в том числе отечественная программа SHIELD http://www.inr.ru/shield/.