Кризис позади? Минобрнауки нашло нового руководителя Архиву РАН


В нашумевшей истории с Архивом РАН, похоже, поставлена запятая. Минобрнауки нашло нового руководителя организации. Его имя пока не называется, но уже известно, что кандидатура согласована с Академией наук, и к своим обязанностям он приступит 6 мая. Вот что говорится в пресс-релизе Минобрнауки:

Назначение врио директора, имеющего право первой подписи финансовых документов, позволит производить выплату заработной платы сотрудникам, следовательно, возобновить деятельность головного офиса и филиалов Архива.

Пресс-релиз Минобрнауки

Эта история взбудоражила весь научный мир. Ценнейший архив, который был основан еще при Петре I, внезапно оказался на грани исчезновения. 25 марта на сайте Петербургского отделения появилось объявление о его закрытии на неопределенный срок. А через две недели такая же участь постигла и московский офис. Кризис зрел с 2013 года, когда в результате реформы Архив РАН был передан в Федеральное агентство научных организаций. Оно не учло специфики исторической библиотеки. Например, никто не заложил в смету, что старинным книгам необходим строгий температурный режим круглый год – от 18 до 20 градусов. Чтобы его обеспечить, нужно платить за коммунальные услуги, а счета набегают немаленькие. Финансирования выделялось недостаточно, росли долги, а затем и штрафы. В мае 2018 указом президента ФАНО было ликвидировано, а Архив РАН вместе со всеми нерешенными проблемами был передан в ведение Министерства образования. И уже через 5 месяцев Федеральное казначейство на основе поступивших исполнительных листов заблокировало счета Архива.  Ведение финансово-хозяйственной деятельности оказалось невозможным. Совсем уж критической ситуация стала в феврале 2019, когда уволился врио директора архива Александр Толстиков. В отсутствие руководителя сотрудники Архива стали настоящими заложниками: зарплату без подписи директора им не платили, уволиться они тоже не могли – некому было визировать заявление. Тогда коллектив решил обратиться к Президенту Путину:

Коллектив сотрудников Федерального государственного бюджетного учреждения науки Архив Российской академии наук вынужден обратиться к Вам с просьбой о помощи в связи с катастрофическим положением учреждения. Деятельность Архива РАН практически остановлена, под угрозой утраты находится национальное достояние России – хранящийся в Москве и Санкт-Петербурге уникальный комплекс архивных документов по истории Академии наук, отечественной и зарубежной науки, сформировавшийся за период XVIII–XXI вв. и входящий в состав Архивного фонда Российской Федерации.

Обращение сотрудников АРАН к Президенту РФ

Архив действительно уникальный – за 290 лет своего существования он собрал коллекцию из 3 миллионов исторических документов. Здесь хранятся работы Михаила Ломоносова, Ивана Павлова, Ильи Мечникова, Владимира Вернадского, автографы Пушкина, Гоголя, Бунина. Последний, кстати, был почетным академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Только здесь можно по реальным документам изучить историю освоения Северного морского пути и многих других маршрутов. Особая гордость – личные архивы выдающихся ученых со всего мира. Одних только автографов Эйнштейна в архиве РАН – с десяток. И все эти документы имеют не только историческую, но и вполне материальную ценность. Например, росчерк пера Эйнштейна не так давно ушёл с молотка за полтора миллиона долларов.

Источник: iafan.ru

Но чтобы заработать, Архиву совсем не нужно распродавать уникальные экспонаты. Можно монетизировать возможность работать с документами удалённо – в любой точке Земного шара. Но для этого необходима оцифровка. А значит – совсем другой уровень финансирования. Но, по словам вице-президента РАН Николая Макарова, браться за это нужно немедленно.

Современные классические гуманитарные науки – это базы данных, информационные систем, это новое архивное оборудование, это мощная компьютерная навигация для ориентирования в этих массивах данных, это большие серверы, на которых хранятся оцифрованные документы. Мы очень архаичные оказались, потому что эта сфера никогда не финансировалась. Нынешний архивный кризис показывает, что мы должны серьезно взяться за модернизацию хранения архивных документов. Мы должны создавать новые информационные системы и это должно быть в зоне особого контроля, особого внимания. Мы этим никогда не занимались. Надо браться немедленно за это.

Николай Макаров, вице-президент РАН

В Минобрнауки уверяют: сейчас ценным документам ничего не угрожает: электричество есть, сигнализация и охрана работают. А с субботы начнут решаться и другие вопросы, которые привели к кризису. Вот ещё одна цитата из пресс-релиза министерства:

В 2019 году по сравнению с 2017 годом финансовое обеспечение Архива РАН на выполнение государственного задания в части оказания государственных услуг (работ) выросло более чем в 1,5 раза.

Пресс-релиз Минобрнауки

Хватит ли этих денег на покрытие долгов и модернизации архива – сказать сложно. Но есть надежда, что после громкого скандала ситуацию возьмут на особый контроль.

Екатерина Сухорученкова

2 комментария

  • Такие документы имеют огромную историческую ценность и важно их сохранить. Если все они затеряются по миру или, чего доброго, совсем исчезнут, то можно будет писать историю как угодно, потому что не останется «живых» подтверждений. В Тюмени в библиотеке имени Менделеева давно уже отцифровано множество подобных страниц из далекого прошлого. Значит опыт у государства есть, деньги, конечно, тоже. Надеюсь, что их направят в нужное русло, а не как обычно у нас бывает…

  • Если использовать «орфографическую» терминологию автора, произошедшее даже не запятая, а отступ в предложении. Может показаться, что «ценность» представляют исторические документы, на которых стоят подписи знаменитостей. Хочется думать, что сотрудники институтов, некогда принадлежавших РАН, понимают ценность всех учетных архивных записей, лишенных в настоящее время правового статуса и фактически ожидающих последнего пути в небытие. Вне архива РАН остались основные архивные материалы, находящиеся теперь в территориальных Отделениях РАН, отдельно стоящих институтах. Запятой, в этом смысле, могло бы быть инициативное решение Комитета по Образованию и науке Госдумы о включении в перечень организаций, имеющих право создавать хранить архив вы хотя бы территориальных отделений РАН, Уральского , Сибирского Дальневосточного. Давайте думать и способствовать Президиуму РАН как можно скорее инициировать эту работу в Государственной думе. Евгений Поляков, ИХТТ УрО РАН, Екатеринбург.