Новости науки

Стаканы с вензелем императрицы и письмо архимандриту. Сенсационная находка сделана в ходе раскопок

Стаканы с вензелем императрицы и письмо архимандриту. Сенсационная находка сделана в ходе раскопок

В ходе археологических работ, проводимых якутскими исследователями в историческом центре города, на территории охраняемого объекта "Якутский острог" была сделана сенсационная находка – старинное письмо, датируемое концом XVII – началом XVIII века. Об этом ...

26 июля 2025 : 17:01  1 мин.

Наука в лицах

Познакомьтесь с жизнью и достижениями выдающихся учёных и влиятельных личностей в истории науки.

Смотреть всё
  • Архимед <span class="years-of-life">(287—212 годы до н. э.)</span>
    Архимед (287—212 годы до н. э.)

    Архимед — выдающийся древнегреческий ученый, вклад которого в развитие точных наук переоценить невозможно. Родившись в Сиракузах и получив блестящее образование, он ...

  • Эрнест Резерфорд <span class="years-of-life">(1871–1937)</span>
    Эрнест Резерфорд (1871–1937)

    Эрнест Резерфорд наряду с Майклом Фарадеем вошел в историю науки как великий экспериментатор. Британско-новозеландский естествоиспытатель стал одной из ключевых ...

  • Лев Ландау <span class="years-of-life">(1908–1968)</span>
    Лев Ландау (1908–1968)

    Лев Давидович Ландау, крупный советский физик-теоретик, был отъявленным жизнелюбом. Он любил шутки, встречи с друзьями, любил женщин… Но больше всего на свете он ...

  • Мария Склодовская-Кюри <span class="years-of-life">(1867–1934)</span>
    Мария Склодовская-Кюри (1867–1934)

    Со времени смерти Марии Кюри минуло 90 лет. Но до сих пор по данным опросов она в подавляющем большинстве случаев признается самой влиятельной женщиной в истории ...

Научный календарь

Внятно-понятно

Гробница Тамерлана: история создания и легенды о жемчужине ...
27 июля 2025  12 мин.

Гробница Тамерлана: история создания и легенды о жемчужине ...

Гробница Тамерлана в Самарканде, или Гур-Эмир, что в переводе с персидского означает «Гробница эмира», — это величественный памятник средневековой архитектуры, хранилище легенд и тайн. В нашей статье мы расскажем  о строительстве комплекса Гур-Эмир, захоронениях великих Тимуридов, а также о мифах, окружающих мавзолей Тамерлана.

Гробница Тамерлана

Кто такой Тамерлан?

Тамерлан, или Амир Тимур (1336-1405) — тюркский полководец-завоеватель, первый правитель династии Тимуридов, правивший с 1370 по 1405 годы. Он объединил в границах созданной им империи территории современного Афганистана, Ирана, Северо-Восточной Сирии, Ирака,  Северной Индии, Центральной Азии и частично Турции и прославился своими ратными подвигами, талантом тактика и невероятной жестокостью. Недаром, имя Тимур  в тюркских языках созвучно со словом Temür — «железо». 

Во время набегов на города противников Тамерлан подвергал их полному разорению, не щадил никого, так же жестко он подавлял любые восстания и среди своих подданных.

К счастью, этим значение Тамерлана для истории не исчерпывается. Нужно отдать должное знаменитому полководцу:  он уделял большое внимание образованию, культуре, прослыл покровителем искусства и архитектуры. После того как в империи Тимуридов во время монгольских набегов 1365-1370 годов погибли тысячи ученых, юристов, были уничтожены сотни медресе (прим. ред.: мусульманское религиозно-просветительские и учебные заведения второй ступени), Тамерлан приложил немало усилий для восстановления системы образования на территориях, которыми он правил. Только в одном Самарканде по его указу построили более двадцати медресе, куда пригласили  крупных мусульманских правоведов и исламских богословов. Во многих городах своей империи Тамерлан строил красивые мечети, медресе, жилые дома. Неудивительно, что потомки чтили память Амира Тимура. Его считают одним из основателей узбекской государственности. Во многих городах современного Узбекистана есть памятники Тамерлану, а главные улицы во всех крупных населенных пунктах носят его имя. Гробница Тимура, или Гур-Эмир в Самарканде многие века является особо почитаемым памятником истории и архитектуры и одной из ярчайших  достопримечательностей города.

Тамерлан. Изображения: Wikimedia Commons

История создания гробницы Тамерлана

Возводить здание мавзолея начали еще при жизни Тамерлана. Изначально гробница предназначалась для его любимого внука Мухаммада Султана Мирзы. Мухаммад был одним из главных военачальников в империи, управляемой дедом, и участвовал во многих его военных походах. Тамерлан очень любил внука, доверял ему и высоко ценил его военные заслуги, а потому назначил Мухаммада наследником империи. Но унаследовать правление внук не успел. Спустя всего год после того, как стало известно о почетной миссии, которую Тамерлан решил возложить на внука, в 1403 году Мухаммад умер в возрасте 28 лет. Он скончался от ран, полученных во время одного из военных походов, который возглавлял. Сначала наследника похоронили в небольшом городе Сольтание, расположенном на полпути от места его гибели до Самарканда. Тамерлан тяжело перенес потерю любимого внука и велел заложить для него мавзолей.

Строительство комплекса Гур-Эмир в Самарканде

Разработать архитектурное решение будущего некрополя Тамерлан поручил персидскому зодчему Махмуду Исфахани. К возведению гробницы было привлечено множество мастеров и строителей, за счет чего мавзолей был сооружен довольно быстро. Уже через год после смерти Мухаммада Султана здание было частично готово. В годовщину смерти Мухаммада в 1404 году его останки были перевезены и захоронены в склепе мавзолея Гур-Эмир. Спустя несколько месяцев, в 1405 году, во время военного похода умер и сам Тамерлан. Его забальзамированное тело перевезли в Самарканд и похоронили все в том же мавзолее, который отныне стал фамильной усыпальницей рода Тимуридов.

Тамерлан считал, что образованные люди и люди искусства — залог успешного развития страны. Поэтому из всех своих военных походов Амир Тимур привозил художников, строителей, зодчих, поэтов, талантливых ремесленников. Все они должны были обеспечить процветание империи Тамерлана, и в первую очередь сделать ее столицу — Самарканд — самым красивым, богатым и величественным городом. Множество привезенных Тамерланом мастеров трудились и над созданием мавзолея Гур-Эмир.

Комплекс Гур-Эмир. Изображение: Freepik

Архитектура комплекса Гур-Эмир и гробницы Тамерлана

Во времена, когда был построен мемориал Тамерлана и многие другие самаркандские памятники, в Азии был распространен стиль персидской архитектуры, получивший название азери, для которого характерны масштабность сооружений и огромные купола. Примеры построек  этого стиля  можно найти в Азербайджане, Иране. В Самарканде кроме Гур-Эмира в этой же манере и в те же годы построен еще один архитектурный памятник  — мечеть Биби-Ханым. 

Снаружи комплекс Гур-Эмир представляет собой территорию с величественным входным порталом высотой 12 метров. Особое внимание на вратах обращает на себя так называемый сотовый свод. Творение зодчих поражает воображение воздушностью и легкостью, с которой каменное сооружение устремлено ввысь. Портал отделан в характерном для персидской архитектуры стиле с использованием множества небольших граненых складок из мозаичных плиток, уложенных в форме пчелиных сот. 

Сотовый свод входного портала. Изображение: Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

За порталом открывается двор с двумя минаретами и зданием самого мавзолея в форме восьмигранника. На вершине мавзолея расположен барабан и венчающий строение огромный купол из 64 граней. Внутри здание украшено резьбой по камню. Ажурные, как кружева, решетки на окнах, надписи на мраморных плитах, каменная ограда в зале с надгробиями. Периметр стен внутри опоясывает золотая «лента», на которой  вырезаны цитаты из Корана.  Оникс, белый мрамор в сочетании с зеленым серпентином, а также роспись золотом и синей краской делают внутреннее пространство мавзолея  изящным и в то же время величественным. Для облицовки купола была использована поливная глазурь. Такой материал не только  обеспечил прочность, но и придал сооружению ослепительную красоту. Глазурованные кирпичи голубого, синего и бирюзового оттенков, образующие тонкие грани, сделали купол ярким, воздушным и торжественным одновременно. Великолепная архитектура мавзолея очень точно соответствует словам, когда-то сказанным Амиром Тимуром:  «Над Самаркандом всегда будет голубое небо и золотые звезды». Ослепительный, сияющий купол как будто отражает и яркое небо над восточным городом, и золотые звезды на нем, и неизменно выделяется среди множества куполов города. Про него с давних времен говорят: «Если исчезнет небо — купол Гур-Эмира заменит его». Но великолепным и сверкающим мавзолей был не всегда.

Купол Гур-Эмира. Изображение: Fulvio Spada, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Реставрация, затянувшаяся на века

Первые реставрационные работы производились в мавзолее еще во времена правления династии Тимуридов. А начиная с семнадцатого столетия потомки Тимура — династия падишахов Могольской империи — регулярно выделяла  значительные суммы на ремонт Гур-Эмира. Тем не менее к XIX веку шедевр средневекового восточного зодчества пришел в упадок. 

В 1868 году, когда Бухарский эмират (прим. ред.: занимал территории современных Узбекистана и Таджикистана.) вошел в состав Российской империи, русские  власти сразу же озаботились сохранением архитектурных памятников, многие из которых, в том числе и мавзолей Тамерлана в Самарканде, находились в плачевном состоянии. 

О том, как выглядел тогда этот великолепный образец древнего среднеазиатского зодчества, можно судить по известной картине Василия Верещагина «Мавзолей Гур-Эмир», написанной в Самарканде в 1869-1870 г. г.  и ныне хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. На ней хорошо видны руинированные стены и поврежденная временем облицовка купола. Отсутствует и один из минаретов, который рухнул в 1868 году и кирпичи которого очень быстро растащили местные жители. Российские власти выделили на реставрацию мавзолея три тысячи рублей. Однако, видимо, средств оказалось недостаточно, и на фотографиях известного русского фотографа Сергея Прокудина-Горского, сделанных в начале XX века, можно по-прежнему видеть и почти утраченную облицовку купола, и разрушающиеся наружные стены здания, и отсутствие второго минарета, обвалившегося в 1903 году. К 1920-м годам разрушилась и конструкция склепа. 

Фотография Сергея Прокудина-Горского. Изображение: Wikimedia Commons

В 1943 году, несмотря на тяжелое для СССР военное время, тогдашнее руководство Узбекской ССР приняло постановление о начале генеральной реставрации мавзолея Тамерлана. Еще одна масштабная реставрация ждала сооружение  и была приурочена к 2500 - летию основания Самарканда. 

После масштабных работ, проведенных уже независимой Республикой Узбекистан в 1996-1997 годах и также приуроченных к круглой дате — 660 летию со дня рождения Тамерлана — комплекс Гур-Эмир обрел поистине великолепный вид.

Легенды и мифы о гробнице Тамерлана

Как и положено древнему захоронению, гробница Тамерлана овеяна мифами и легендами, одна фантастичнее другой.

Легенда о «духе Тамерлана»

Самая знаменитая из легенд гробницы  родилась в ХХ веке, а точнее, в 1940-х годах. Она появилась после того, как 21  июня 1941 года группа ученых во главе со знаменитым советским антропологом Михаилом Герасимовым вскрыла могилу Амира Тимура. Зачем? Сейчас установить причину произведенного  вторжения, наверное, уже сложно. По одной версии, во время строительства гостиницы рядом с Гур-Эмиром повредили трубу, и склеп был подтоплен, что угрожало уничтожить останки Тимура и членов его семьи. По другой версии, цель вскрытия гробницы была чисто научной: ученые хотели восстановить облик Тамерлана по его останкам. Так или иначе, группа проникла в склеп, и ее участников не смутила надпись на нефритовом надгробии грозного полководца, гласившая: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». А на следующий день, 22 июня, на СССР обрушилась страшная война. Не увязать два этих события любители мистики, конечно же, не могли. А название легенде дала характерная деталь: во время вскрытия гробницы, герметично закрытой несколько столетий назад, изнутри поднялось облако благовоний, которые на Востоке  неизменно укладывали в гроб усопшему. Отсюда и слово «дух»  в названии легенды. Впрочем, сопоставление  исторических фактов заставляет усомниться в ее правдивости. Как свидетельствуют документы, дата вторжения фашистской Германии на территорию СССР была назначена Гитлером еще 16 июня, поэтому «дух» Тамерлана тут не при чем, ведь его  потревожили лишь 21 числа. Тем не менее зловещая легенда прижилась, и ее непременно рассказывают на экскурсиях в Гур-Эмир и печатают во всех путеводителях по Самарканду. 

М. М. Герасимов; Бюст Тимура, реконструкция М. М. Герасимова. Изображение: Геологический институт Российской Академии Наук; shakko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

А между тем у экспедиции под руководством Михаила Герасимова был и другой, не мистический, а сугубо научный результат: гипсовый бюст Тамерлана, выполненный по результатам реконструкции. И это единственное научно подтвержденное  изображение правителя, позволяющее судить о его внешнем облике.

Легенда о нефритовой плите

Другая легенда гласит, что в XVIII веке во время взятия Самарканда первым шахом Иранской империи Надир-шахом Афшаром из Гур-Эмира была похищена нефритовая плита с надгробия Тамерлана. Зачем? Версий также существует множество. По одной  шах хотел в будущем украсить этим камнем собственную могилу, по другой сделать нефритовую плиту ступенью к своему трону, по третьей – использовать нефрит для отделки мечети. Однако вскоре  Надир-шаху стал являться по ночам дух наставника Тамерлана Мира Саида Бараки, похороненного рядом с полководцем. Испугавшись, шах приказал вернуть нефрит в Гур-Эмир. Плиту отвезли в Самарканд, но по пути, как рассказывает предание, она раскололась на две части и уже в таком виде вернулась в усыпальницу Тимуридов.

Зал с надгробиями. Изображение: Freepik

Захоронения в гробнице Тамерлана

В главном зале, огороженные резной мраморной решеткой, находятся надгробия Тимуридов — самого Тамерлана, его сыновей и внуков, а также  духовного наставника полководца, потомка пророка Мухаммеда, шейха Мира Саида Бараки, который некогда предсказал Тимуру великое будущее. Вместе они прошли многие военные походы, вместе горевали по безвременно ушедшему Мухаммаду Султану, так и не успевшему унаследовать правление империей. Интересно, что Тамерлан похоронен у ног шейха, скончавшегося в 1403-м году,  в один год с внуком Тамерлана. Надгробие Амира Тимура сделано из двух нефритовых плит. По легенде, два огромных зеленых камня специально для могилы деда привез из военного похода один из внуков полководца — Улугбек. Однако по сути, надгробия в главном зале являются лишь кенотафами (прим. ред: памятник, аналогичный надгробному, но находящийся там, где не содержатся останки покойного), а сами останки Тимура и его близких покоятся в склепе под мемориальным помещением. Туда ведет небольшой люк в полу и узкая лестница. Помещение склепа аскетично — грубый кирпич, никаких украшений и семь плоских мраморных плит.

Топ-5 фактов о гробнице Тамерлана

  • Считается, что по образу и подобию мавзолея Тамерлана были построены два знаменитых памятника архитектуры Индии Тадж Махал и мавзолей Хумаюна. Их возводили по велению потомков Тамерлана, которые правили Северной Индией в XVI-XVII веках.
  • На оборотной стороне купюр достоинством 10 сумов (прим. ред.: денежная единица Узбекистана), находившихся в обращении с 1994 по 2020 годы, был изображен мавзолей Тамерлана. 
  • Купол мавзолея Тамерлана состоит из 64 граней, облицованных глазурированным кирпичом. Утверждают, что число граней равно числу лет, прожитых на земле пророком Мухаммедом. 
  • В 1905 году грабители варварски выломали висевшую над входом в мавзолей изразцовую мозаичную надпись. Через год артефакт был продан одному из берлинских музеев. Позднее он был выкуплен и перевезен в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, где и находится по сей день.  
  • Комплекс Гур-Эмир можно увидеть в популярной советской комедии «Джентльмены удачи». В одном из кадров на заднем плане возникает знаменитый  купол, хотя по сюжету действие происходит совсем в другом городе под вымышленным названием  Новокасинск. Так как фильм снимался в 1971 году, в нем  хорошо видно, что на тот момент минаретов рядом с мавзолеем нет, а тусклые цвета стен и купола далеки от того торжественного великолепия, которое комплекс обрел сегодня. 
Кадр из фильма «Джентльмены удачи»Изображение: kinopoisk.ru (на этом кадре здание больше похоже на Гур-Эмир)

Вопрос-ответ:

Когда и кем была построена гробница Тамерлана и какие исторические события этому  предшествовали?

Мавзолей Тамерлана был построен в 1404-м году по приказу самого Тамерлана персидским зодчим Махмудом Исфахани, и его имя высечено в небольшой нише у входа в мавзолей. Гробница предназначалась внуку полководца Мухаммаду Султану, погибшему во время похода на Османскую империю. Мухаммад был назначен Тамерланом престолонаследником, но так и не успел стать правителем империи.

Как современное общество относится к гробнице Тамерлана и какие меры предпринимаются для ее сохранения?

В Узбекистане комплекс Гур-Эмир считается одним из важнейших памятников истории и архитектуры и главной достопримечательностью Самарканда. В 2001 году комплекс Гур-Эмир был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2014 году мавзолей Тамерлана был внесен в список «Жемчужин содружества», включающий в себя главные достопримечательности стран СНГ.

Как архитектура комплекса Гур-Эмир повлияла на дальнейшее развитие исламского зодчества в Центральной Азии?

Многочисленные зодчие, живописцы, ювелиры, приезжавшие в Самарканд по приказу  Тамерлана, смогли превратить столицу империи в красивейший город Средней Азии. В том же персидском стиле, что и Гур-Эмир, было возведено множество мечетей как в самом Самарканде, так и по всей территории, которой правили Тимуриды.

Медресе Тилля-Кари на площади Регистан в Самарканде. Изображение: Freepik

***

По велению Тамерлана, стремившегося увековечить память о любимом внуке, был создан истинный шедевр архитектуры. Уже более семи столетий Гур-Эмир восхищает своим величием каждого, кто приезжает в Самарканд.  Пережив несколько периодов упадка, мавзолей Амира Тимура обрел свой первозданный вид благодаря стараниям реставраторов и стал настоящей жемчужиной в богатой коллекции исторических памятников Средней Азии.

Автор текста Наталья Сидорова

Изображение на обложке: Freepik

Лингвосинергетика: в поисках универсального языка общения
26 июля 2025  13 мин.

Лингвосинергетика: в поисках универсального языка общения

Вне зависимости от того, принимаете ли вы всерьез библейское сказание о Вавилонской башне и божественном смешении языков в воспитательных для человека целях, проблема языкового взаимопонимания между разными народами не потеряет своей актуальности. Каждый из нас, кто хоть раз оказывался в чужой ему стране «без языка», на собственном опыте её осознал. Решение этой проблемы люди пытались найти веками. В том числе — путем создания искусственных языков. Сегодня у одного из них — эсперанто — день рождения. Он был создан лингвистом-любителем в 1887 году и по сей день имеет миллионы приверженцев.

Homo sapiens начал использовать вербальный язык в качестве средства коммуникации примерно 100 тысяч лет назад. С расширением ареала обитания человека разумного его диалект стал видоизменяться, множиться, объединяться в лингвистические семьи. Сегодня, по подсчетам ученых, люди говорят уже более чем на 7000 наречий — причем в эту статистику входят только естественные языки. 

Чем дальше шло развитие человеческой цивилизация, тем насущнее становилась потребность в некоем глобальном языке:  торговцам по всему миру нужно было как-то общаться, ученые из разных частей света должны были обмениваться знаниями, а дипломаты вести переговоры.

Караван Марко Поло на Великом шелковом пути. Изображение: Cresques Abraham, PD, via Wikimedia Commons

Лингва-франка — универсальные языки в истории человечества

Конечно, в древности о создании искусственного способа общения никто не помышлял. В той или иной мере на роль универсального языка претендовали естественные — те, что были распространены шире большинства прочих диалектов. Лингвисты назвали такой язык специальным термином «лингва-франка»: ради участия в процессе коммуникации его вынуждены учить и использовать люди, у которых родной язык совершенно другой. На статус лингва-франка в разные исторические эпохи претендовали различные диалекты.

  • Аккадский язык оставался общим для народов Древней Месопотамии, Ассирии и Вавилона с III века до н. э до XIV века до н. э.
  • Арамейский язык, называемый в Европе халдейским, в период с XV века до н. э. по VII век н. э. был лингва-франка в Передней Азии и на Ближнем Востоке. 
  • Санскрит в I веке н. э. исторически служил международным языком общения для монахов, паломников и торговцев в Южной Азии. 
Одна из старейших сохранившихся и датированных рукописей на санскрите на пальмовых листьях (828 г. н.э.). Изображение: Ms Sarah Welch, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
  • Греческий койне (греческий общий) — еще одна древняя разновидность лингва-франка. Заслуга в его распространении по Средиземноморью и Ближнему Востоку принадлежит Александру Македонскому. Как раз после его завоеваний в IV веке до н.э. последующие несколько столетий греческий являлся основным языком межнационального общения в эллинистической культуре, на нем говорили и писали в Римской и Византийской империях. 
  • Латынь удовлетворяла потребность эллинистического мира в универсальном языке в течение 13 столетий. На это существенно повлияла Католическая церковь, сделав латинский своим официальным языком. На нем проходили богослужения, писались религиозные трактаты, издавались научные труды, общались главы государств и ученые эпохи Ренессанса. Съезжавшихся со всех концов Старого Света в первые университеты студентов тоже обучали на латыни.

Вплоть до XVIII века латынь оставалась общим языком в научной и образовательной среде. Но в политике ее многовековое доминирование начали вытеснять региональные языки из романской семьи — испанский, португальский, французский, итальянский. К началу XIX века устаревшая для ведения международных торговых, военных и политических переговоров латынь вовсе утратила статус лингва-франка.

Мертвая латынь — живее всех живых

В современном лингвистическом понимании латынь стала «мертвым» языком. И тем не менее это самый живой из всех мертвых языков на планете. Во-первых, латинский по-прежнему остается языком католической церкви, на нем проводят обучение в католических школах и семинариях. Знание латыни важно для католических священников, богословов, теологов, религиоведов. Во-вторых, по-прежнему крайне востребованы в качестве исторических источников труды средневековых ученых, написанные на латыни. Вероятно  латинский еще надолго  останется международным языком науки, ведь его и сегодня используют представители целого ряда профессиональных сфер.

  • Юриспруденция и правоведение. Львиная доля юридических терминов и формул, например, о неотвратимости наказания за преступление — Dura lex sed lex («Закон суров, но это закон») — сформулированы на латинском.
  • Медицина и фармакология. Дело тут, как и в случае с юриспруденцией, в преемственности: пик развития врачевания пришелся на эпоху, когда ученые труды по анатомии составлялись на латыни. И сегодня все наименования лекарств и анатомические названия — латинские. Недаром крылатое изречение гласит: Invia est in medicina via sine lingua Latina — «Непроходим путь в медицине без латыни». Фармацевты и провизоры должны с легкостью ориентироваться в латинских названиях лекарственных препаратов, читать и оформлять рецепты, понимать диагнозы. 
  • Биология. Именно латынь является основой значительной части терминов в этих научной области. Латинские названия видов организмов помогают биологам избежать путаницы, связанной с языковыми различиями и обеспечивают единообразие в научной коммуникации.
Рукопись работы Карла Линнея на латыни. Изображение: Wikimedia Commons

Английский завоевывает планету

На родных языках культура и наука европейских государств заговорили к концу Средневековья: в укреплении национального диалекта правители увидели путь к укреплению государственной власти. Однако ряд языков в разные периоды по-прежнему претендовал на статус лингва-франка. Например, французский был распространен в Европе от Португалии до России с начала XVIII и до первой половины XIX века. Это был язык дипломатии, культуры и образования, на котором разговаривал ученый мир и аристократия. На  нем писали свои сочинения такие нефранцузы, как немецкий философ Готфрид Лейбниц, король Пруссии Фридрих II, российская императрица Екатерина II, да в конце концов и «солнце русской поэзии» Александр Пушкин. 

Между тем в западном полушарии статус лингва-франка в XVI-XVIII веках обретал испанский, что было неудивительно: испанской короне там принадлежала немалая часть земель. Испанский был столь популярен в Новом Свете, что едва не стал одним из официальных государственных языков Соединенных Штатов, однако американские политики в 1848 году все же отклонили законопроект о двуязычии. 

Сегодня более других в распространении своего языка как  международного языка общения преуспела Великобритания, наследница великой Британской  империи, вплоть до начала ХХ века бывшая королевой морей и главной колониальной державой. Как итог — на английском заговорили почти по всему миру и продолжают говорить по сей день. Сегодня это язык путешествий, туризма, спутниковых систем, компьютеров и Интернета. 

Изображение: Freepik

Однако привилегированное положение какого-либо национального языка, дающее преимущества тем, для кого он является родным, не может устраивать все человечество. Потому-то в умах энтузиастов и зародилась идея разработать искусственный язык, который предоставлял бы равные возможности всем людям без исключения. Уже более трех веков люди бьются над созданием «идеального языка», который понимали бы все жители Земли. Достаточно вспомнить попытку французского музыканта Жана Франсуа Сюдра, который еще в 1817 году предложил свой искусственный язык, основанный на названиях семи нот диатонической гаммы. Или проект британского математика Ланселота Хогбена, который в 1943 году разработал в качестве универсального языка Интерглоссу, в которой нет суффиксов и флексий. В современной лингвистике появилось даже отдельное направление — лингвосинергетика, которая рассматривает язык как сложную систему, связанную с сознанием его носителей. И эти носители постоянно адаптируют и модернизируют свою коммуникационную систему под требования эпохи. В том числе создают новые, более совершенные системы для общения. И наиболее удачной попыткой создания языка-посредника вот уже почти полтора столетия считается эсперанто.

Изображение: Freepik

Язык надежды родом из России

Можно сказать, что корни лингвистического проекта «эсперанто» произрастают из России. Создатель этого языка Людвик Лазарь Заменгоф родился в польском Белостоке, а в 1859 году это была часть Российской империи. Высшее медицинское образование Заменгоф получал в Москве, где частично сменил свое имя, став Лазарем Марковичем. И наконец, первый учебник по эсперанто был издан именно в России и на русском же языке. 

Первые попытки разработки универсального языка Людвик предпринял еще в гимназии. Однако отец не одобрил филологические опыты сына и отправил его учиться в Москву на окулиста. К занятию любимым делом Людвик вернулся спустя 5 лет, к 1887 году закончив разработку первого авторского учебника. Издан он был 26 июля 1887 года тиражом три тысячи  экземпляров. Впрочем, автором на обложке книги «Международный язык. Предисловие и полный учебник» значился вовсе не Заменгоф, а некто D-r Esperanto. Псевдоним, обозначающий на новом языке  «надеющийся», показался окулисту очень удачным. Ведь он искренне надеялся на то, что мир благосклонно примет его подарок — нейтральный язык для общения между людьми разных национальностей.

В чем удобство эсперанто?

Чтобы язык стал популярным, он должен быть простым и красивым, полагал Заменгоф. В результате придуманный им язык стал миксом из лучших, по мнению его создателя, качеств других европейских языков — к примеру, мелодичности итальянского и грамматической простоты английского.

  • Фонетика. Принцип «одному звуку — одна буква», то есть фонетическое написание слов. Способ прочтения буквы не зависит от ее положения в слове. В итоге устная речь приближена к письменной.
  • Ударение. Ударение в словах эсперанто всегда падает на предпоследний слог. 
  • Морфология. Разные части речи для облегчения понимания имеют разные окончания: у существительных — «-o», у прилагательных — «-a», у наречий — «-e».
  • Грамматика. Она сведена к 16 простым правилам, причем без исключений. Например, глаголы в эсперанто не изменяются по лицам и числам.

В первом же учебнике Заменгоф для привлечения внимания поместил образцы мировой поэзии в переводе на новый язык. Например, стихотворение «Белеет парус одинокий» Михаила Лермонтова на эсперанто: 

Blankadas velo unusola
En la nebula mara blu'.
G^i kion lasis, kion volas
En fremdaj landoj serc^i plu?

Людвик Лазарь Заменгоф. Изображения: Wikimedia Commons; ozon.ru

А еще Заменгоф предпринял грамотный рекламный ход: бесплатно разослал свою брошюру уважаемым адресатам. Так  в числе первых поклонников эсперанто оказался Лев Толстой. «Легкость обучения эсперанто такова, что я после не более двух часов занятий был в состоянии если не писать, то свободно читать на нем. Изучение эсперанто и его распространение, есть несомненно христианское дело, способствующее установлению царства Божия», — утверждал классик русской литературы.

Вскоре эсперанто стал без боя завоевывать одну европейскую страну за другой. Поклонники языка начали организовываться в сообщества, проводить конференции, конгрессы. Появились у эсперантистов и свои символы, главный из которых — зеленая звезда, пять концов которой символизируют континенты, объединенные одной надеждой на интеграцию всех стран и народов под крылом эсперанто. Всего же в первой трети XX века людей, говорящих на этом искусственном языке, было около 10 миллионов. Сегодня таковых около двух миллионов. Так что языковой эксперимент доктора Заменгофа, начатый 150 лет назад, выдержал проверку временем лучше, чем какой-либо другой искусственный язык.

«Эсперанто советикус» — от рассвета до заката

В России популярность эсперанто была особенно велика: в 1889 году из тысячи зарегистрированных Заменгофом эсперантистов 912 проживали именно в нашей стране. И эта тенденция не менялась вплоть до середины 1930 годов. После 1917 года эсперанто получает в Советской России «зеленый свет», причем среди его приверженцев  преобладают уже не толстовцы, а революционеры. Большевиков привлекала в новом языке идея интернациональности, которая как нельзя лучше сочеталась с планами мировой революции. Именно эсперанто отводилась роль языка мирового пролетариата. 

С эсперанто, точнее, с его символикой, связана одна историческая легенда. Якобы военный нарком Лев Троцкий выбрал звезду в качестве символа Красной армии, увидев ее на груди одного из эсперантистов. Легенда гласит, что Лев Давидович велел заменить зеленый цвет на красный и нашить звезды на форму красноармейцев.

Москва не раз становилась столицей международных съездов эсперантистов, СССР обрастал общественными организациями вроде Союза Эсперантистов Советских стран. Но со второй половины 1930 годов ситуация резко изменилась. Причем не только в СССР. В Германии, охваченной идеологией национал-социализма, эсперанто был запрещен как рассадник еврейских заговоров. А в Советском Союзе атмосфера всеобщей подозрительности привела к тому, что эсперантистов начали обвинять в шпионаже — ведь они вели переписку по всему миру. Закончилось это для многих из них трагично. Согласно официальной статистике, репрессиям подверглись более 500 эсперантистов. 

Пятый конгресс Союза Эсперантистов Советских Стран, Москва, 25—28 ноября 1931 года. Изображение:  Österreichische Nationalbibliothek

Возрождение движения эсперантистов в нашей стране произошло только к концу XX века. Однако до былой активности сегодняшним носителям этого языка еще очень далеко. Согласно данным Российского союза эсперантистов, в нем сегодня состоят всего 300 человек.

От волапюка до эльфийского: другие попытки создания универсального языка

Итальянский ученый и писатель Умберто Эко, автор знаменитого романа «Имя розы», в своей исследовательской работе «Поиск идеального языка» насчитал 83 лингвистических проекта по созданию идеального языка. На самом же деле таковых намного больше. Попробуем коротко описать три наиболее интересных из них.

  • Подлинный знак. Одну из первых попыток создать язык с универсальными лингвистическими чертами предпринял британский священник Джон Уилкинс, в 1668 году написавший «Очерк о подлинном знаке и философском языке». Он мечтал разработать язык, который не только заменил бы латинский, но и способствовал распространению «истинной религии» — христианства. Уилкинс создал систему «подлинных знаков» с фиксированными значениями, понятными всем вне зависимости от языка. Для простоты он поделил все, что есть во Вселенной, на 40 классов, каждый из них обозначил слогом. Далее к нему добавлялась согласная буква («различия»), а после – гласная («виды»). К примеру, "de" означало «элемент»; "de" + "b" = "deb" — т. е. огонь, а "deb" + "a" = "deba" — т. е. пламя. 
Джон Уилкинс. Изображение: Wikimedia Commons
  • Волапюк. Этот искусственный язык первым пересек границу между чисто кабинетным экспериментом и практическим воплощением. И преодолел этот лингвистический Рубикон немецкий священник Иоганн Шлейер. В 1879 году он создал волапюк, который дословно переводится как «всемирный язык». В названии два английских слова использованы в измененном виде: vol получилось из world, т.е. мир, а puk родилось из speak — говорить. На пике популярности в 1880-90-х годах волапюком владели более 200 тысяч человек. Но за популярностью последовал резкий спад, произошедший из-за раскола внутри волапюкского движения. 
  • Блиссимволика. Этот коммуникационный проект разработан австрийским инженером Чарльзом Блиссом, который загорелся идеей создать единую письменную систему, построенную на значении слов. Она сочетала в себе пиктограммы, математические элементы, молекулярные формулы, электрические схемы и получила название «блиссимволики». Эти символы легко рисовались и обозначали сложные понятия, что позволяло разноязычным людям преодолевать недопонимание. Лингвистический проект Блисса хоть и не обрел статус универсального языка, однако забвению предан не был. Начиная с 1970-х годов эта система успешно используется для налаживания процесса коммуникации у людей с нарушением речи и страдающих ДЦП.
Некоторые слова на языке Блисса. Изображение: Arno Hollosi/Marnanel, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

На этом список не исчерпывается. Добавьте сюда Бейсик-инглиш, Илакш, Латино-сине-флексионе, или «латынь без флексий», Интерглосса, Novial, Эдо, Logical language, Нэо, Клингонский язык, Окциденталь, Ро, Словянски, Unish, Токи-пона, Atlango, Реформ-неутраль, Folkspraak, Лингва де Планета, Ифкуиль, Паленео, Ceqli... Всего же лингвистических проектов по созданию универсального языка известно порядка 2000. Не стоит забывать и о так называемых эстетических языках, придуманных в развлекательных и культурных целях. Таков, например, дотракийский из сериала «Игра Престолов», эльфийский Джона Толкина или клингонский из «Звездного пути».

Алиса, создай универсальный язык!

Так все же будет ли он когда-нибудь создан — тот идеальный и всем понятный язык, на котором, если верить Библии, люди говорили до начала строительства печально знаменитой башни? И почему бы не поставить нейросети задачу разработать его для человечества? Вы удивитесь, но оказывается, такие задачи уже не только поставлены, но и выполнены: например, в 2022 году нейронная сеть DALL-E 2 создала такую речь. Однако этот вариант, как и некоторые другие,  оказался очень сложен, поэтому широкого распространения искусственные языки «made in ИИ» пока не получают. 

Сегодня ученые ставят перед ИИ задачу не создать новый язык, а найти способ обойтись вовсе без языка. Популярность набирает проект по разработке прямой связи «мозг-компьютер», позволяющей людям передавать мысли напрямую, без использования письменной или разговорной речи. Один из главных лоббистов этой идеи — Илон Маск. По его мнению, отношения «человек-машина» следует вывести на более высокий уровень. Его компания Neuralink планирует подключать людей к системе, с помощью которой они смогут обмениваться мыслями, не тратя время и энергию на речь. 

Илон Маск на презентации Neuralink. Изображение: Steve Jurvetson, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

А между тем старый добрый эсперанто продолжает обрастать новыми словечками, соответствующими эпохе: так, слово «нейросеть» в переводе на язык Заменгофа будет звучать Ne rala reto.

Автор текста Татьяна Лянная

Изображение на обложке: Freepik

Офорт: свободный штрих
25 июля 2025  12 мин.

Офорт: свободный штрих

Офорт — старинная техника гравюры на металле. Среди многочисленных гравюрных манер офорту принадлежит особое место. Он дает мастеру богатые художественные возможности и огромное поле для технических экспериментов, позволяя получать при изображении тонкие линии и выразительные тени. В нашей статье мы подробно расскажем о материалах и  инструментах, используемых мастерами офорта, а также об этапах его создания.

Что такое офорт?

Определение и особенности техники

Классический офорт, или травленый штрих – это вид печатной графики, представляющий собой гравюру на металле, при изготовлении которой пластину для получения оттиска обрабатывают кислотой. Само слово «офорт», по-французски «eau-forte», переводится как «крепкая вода»: так называли азотную кислоту, раствор которой используют для травления офортных досок. Под ее воздействием штрихи заглубляются в металлическую пластину, поэтому офорт относят к технике глубокой печати.

Чем офорт отличается от других видов гравюры?

В широком смысле слова понятие «офорт» объединяет все манеры гравирования на металле, кроме резцовой гравюры. При этом у офорта есть ряд характерных отличий:   

  • изображение в офорте отличается широким тональным диапазоном, невозможным в других гравюрных техниках;
  • линии в оттиске имеют рельеф разной высоты, наделяя отпечаток богатой фактурой;
  • офортную доску можно покрывать лаком и последовательно гравировать несколько раз, добиваясь нужного эффекта.
Выставка офортов Франсиско Гойи. Изображение: Никеричев Андрей/Агентство «Москва»

Почему художники выбирают офорт?

Офорт – относительно несложная техника, предоставляющая вместе с тем,  большую свободу для экспериментов. Классический «травленый штрих» можно сочетать с другими офортными техниками или манерами.

Где и как используется офорт

В офортной технике можно создавать оригинальные станковые произведения – авторские эстампы, а также использовать ее для тиражирования изображений и репродуцирования живописи и графики.

История офорта

Кто изобрел технику офорта?

Все началось с гравирования и травления металлов, применявшихся для украшения ювелирных изделий, оружия и доспехов. Для печатания изображений на бумаге эту технику впервые опробовал в 1501–1507 годах кляйнмайстер, то есть гравер на меди и дереве, из немецкого города Аугсбурга Даниель Хопфер. В 1515–1518 годах немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер исполнил несколько офортов на стальных досках, а его соотечественник Альбрехт Альтдорфер — на медных. Тогда же медь стала самым распространенным офортным металлом, и были разработаны составы для ее травления.

Золотой век офорта

Временем расцвета офортной техники считается XVII столетие, когда офортом занимались многие живописцы и графики. Тогда же, в 1645 году, вышло первое руководство по гравированию травленым штрихом, написанное  французским  мастером  Абрахамом Боссом.

Абрахам Босс. Граверы и офортисты за работой, 1643 г. Изображение: National Gallery of Art

Материалы и инструменты для техники офорта

Какие металлы используют для печатной доски?

Для печатной формы, которую также называют доской, пластиной или матрицей, используют прежде всего медь и цинк. Они отличаются мягкостью и потому хорошо поддаются обработке: медь – травлению в азотной и серной кислотах, цинк – в азотной. На такую пластину легко и без травления нанести дополнительные штрихи, например, прибегнув к технике «сухая игла». Оба металла пластичны, поэтому при печати из углублений на поверхности матрицы можно выдавить максимум краски, к тому же они достаточно прочны, чтобы сделать до 500 оттисков с цинковой доски и до 1000 – с медной. 

Еще один распространенный металл для офортной доски – сталь. Этот материал также обладает и мягкостью и прочностью, что сделало его подходящим  для печатания изображений большими тиражами. Однако у оттиска со стальной пластины, в отличие от сделанного с медной или цинковой, более сухой штрих и приглушенный тон. 

Несмотря на доступность, реже используют для создания офорта железо и жесть, так как по своим качествам они уступают меди, цинку и стали.

Иглы для гравирования: виды и особенности

Рисунок наносится на доску офортными иглами – стилусами, которые выполняются из любой стали. Они заточены под разными углами, имеют разные диаметры, а также следующие сечения: 

  • круглое;
  • трехгранное;
  • четырехгранное;
  • ромбовидное;
  • параллельное. 

Кроме того, для гравирования используют пучки игл и металлические щеточки.

Кислоты для травления

Самая распространенная кислота для офорта – азотная (HNO3). Она растворяет все металлы, используемые в офорте, и по сравнению с другими менее вредна для здоровья мастера. Азотная кислота выпускается 40%-ной, поэтому граверы разводят ее водой в различных пропорциях: для меди – 1:2 (одна часть кислоты и две части воды), для цинка – 1:4 или 1:5. Для травления меди используют также растворы:

  • соляной кислоты; 
  • «царской водки» – смеси из одной части азотной кислоты и трех частей соляной;
  • хлорного железа.

Бумага и краски: как выбрать?

Для печатания черно-белого офорта используют специальную офортную краску, состоящую из пигмента, роль которого играют сажа, ламповая копоть, жженая кость и др., и олифы, например, из льняного масла. Краска должна иметь глубокий бархатный тон, давать необходимый рельеф, не растекаться и не оставлять на бумаге жирных пятен.

Чтобы краска ложилась хорошо, а также для создания дополнительных художественных эффектов, необходима специальная офортная бумага: шероховатая, плотная, не деформирующаяся при печати и высыхании, хорошо принимающая краску. Перед использованием офортную бумагу увлажняют.

Мастер-класс по офортной печати на выставке «Город как графика». Изображение: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал)

Технология создания офорта

Подготовка металлической пластины

Металлическим доскам придают гладкость при помощи шлифовальных установок или вручную, натирая куском фетра либо сукна с абразивным порошком. Затем поверхность обезжиривают, чтобы лучше лег офортный грунт. После чего пластину грунтуют для получения кислотоупорного слоя, который, как явствует из его названия, препятствует попаданию кислоты на участки, не подлежащие травлению. 

Офортные грунты бывают двух видов: твердые и жидкие. В состав твердого грунта обычно входят асфальт, скипидар, натуральный воск, мастика, канифоль, сапожный вар. Все они, особенно мастика и сапожный вар, позволяют грунту прочно сцепиться с поверхностью пластины, а воск придает ему мягкость и эластичность. Сформированным в виде палочки твердым грунтом водят по предварительно разогретой доске, затем расплавившуюся массу разравнивают замшевым тампоном.

Далее грунт, пока он окончательно не высох, коптят при помощи масляной лампы, свечи или факела из насаженного на металлический стержень и смоченного в керосине или скипидаре ватного тампона. Копчение необходимо для того, чтобы грунт стал более прочным, однородным, а также для придания ему темного цвета, на котором будут отчетливо видны процарапанные до металла линии.

Другой вид грунта, жидкий лак, включает в себя те же вещества, что и твердый, но в нем больше разбавителя – скипидара или бензина. 

Применяют в качестве кислотоупорного покрытия и фабричные битумные и асфальтово-битумные лаки, добавляя в них расплавленные воск, сапожный вар, черную краску, разводя все скипидаром и нагревая на слабом огне.

Нанесение рисунка иглой

По кислотоупорному грунту можно легко и свободно рисовать иглой, при этом важно добиваться нужной глубины штрихов: игла должна снимать весь грунт, до металла, иначе травление не будет выполнено правильно.

Создавая предварительно рисунок для офорта или оригинальную композицию на грунте, художник должен помнить, что отпечаток с матрицы получается в зеркальном отражении, поэтому контролировать процесс позволяет зеркало.

Процесс травления: время и контроль

Травление, то есть воздействие кислоты на непокрытые грунтом или лаком участки металла, происходит в кювете из кислотоупорного материала – стекла, фарфора и др. Туда наливают кислоту и погружают в нее пластину. Гравирование офортной доски может происходить как с одноразовым нанесением грунта, так и с неоднократным. После первого этапа на определенные места нередко наносят выкрывной, асфальтово-битумный, лак и повторяют процесс гравирования по несколько раз. А иногда металлическую пластину гравируют прямо в кислоте. 

Желаемого эффекта при подготовке печатной формы добиваются не только концентрацией окислителя, но и продолжительностью нахождения доски в кислоте. Контролировать процесс позволяет шкала травления: металлическая полоска, которую покрывают грунтом и гравируют. 

Внося в ходе работы изменения в гравировку, автор делает промежуточные оттиски, называющиеся «состояниями», которые обычно являются отдельными произведениями искусства. Известно, что голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн, сам печатавший свои офорты, делал иногда более десятка таких «состояний». 

Для работы в технике цветного офорта готовят несколько досок – каждую для определенного цвета – и потом совмещают их, получая полихромное изображение.

Печать: как работает офортный станок

Устройство офортного станка, или вальцового пресса, не похоже на конструкции других станков для печатной графики, поскольку такой станок оснащен двумя вращающимися валами для наилучшего извлечения краски из углубленных штрихов. Подогретую печатную пластину помещают на талер - подвижную металлическую или деревянную доску станка - изображением вверх. На эту печатную форму кладут увлажненную бумагу и накрывают плотным сукном. Вращая маховое колесо станка, талер вместе с пластиной и бумагой пропускают между валами.

Мастер-класс по офортной печати на выставке «Город как графика». Изображение: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал)

Сушка и оформление оттиска

Влажные отпечатки прокладывают листами картона или, смазывая по краям жидким столярным клеем, прикрепляют к деревянным доскам и оставляют сушиться на два-четыре дня. Затем высохший офорт оформляют.

Естественным обрамлением здесь служат просторные поля, которые оставляют при печати. Они не только украшают гравюру, но и предохраняют ее от повреждения. Обрамляют офорт и отчетливо вдавленные в бумагу края доски - фасеты.

Мастер-класс по офортной печати на выставке «Город как графика». Изображение: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал)

Разновидности офортных техник

Существующие офортные техники, или манеры, используют в сочетании с классическим офортом или самостоятельно. Объединяет их углубленный штрих, получаемый либо травлением, либо, в отличие от офорта, механическим способом гравирования. Офортных техник много, вот некоторые из них:

  • Акватинта: создание тоновых переходов. Подготовка металлической пластины заключается здесь в присыпании ее порошком канифоли или асфальта, который нагревают, отчего он плавится и прилипает к металлу. Затем определенные участки доски покрывают кислотоупорным грунтом и протравливают. В акватинте изображение создается не как в классическом офорте – штрихом, а пятном и тональными переходами, поэтому ее часто используют наряду с офортом: он дает линию, акватинта - светотень. 
Святой Иероним. По оригиналу Пармиджанино. 1785. Офорт, акватинта. Изображение: Mulinari, Stefano (c. 1741-c. 1796), CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
  • Сухая игла: эффект бархатистых линий. В технике «сухая игла» используют только процарапывание металлической пластины иглами, обходясь без травления штрихов. При заглублении кончика иглы в металл образуются заусенцы, так называемые «барбы», придающие линиям на отпечатке бархатистость.
  • Мягкий лак: имитация карандашного рисунка. В этой офортной технике металлическую пластину покрывают мягким лаком, в который, чтобы он долго не затвердевал, добавляют сало или воск. На «лакированную» поверхность кладут лист бумаги и рисуют карандашом. В тех местах, где лак прилип к бумаге, на доске обнажается металл, и при травлении образуются зернистые штрихи, напоминающие след простого карандаша. 
  • Лавис: живописные эффекты. Техника лависа заключается в рисовании кислотой на непокрытых кислотоупорным грунтом участках металлической доски, отчего изображение напоминает живопись.

Офорт в современном искусстве

Как сегодня используют эту технику?

Сегодня офорт используют по большей части для создания эстампов и книжных иллюстраций, работая как в проверенной веками технике, так и прибегая к современным приемам.

Эксперименты: цифровой офорт

Во второй половине XX века в искусстве печатной графики появились новые, активно развивавшиеся технологии. Сегодня среди них лидирует цифровая печать, возникшая в Америке в 1980-х годах и давшая возможность обходиться без изготовления вручную печатных форм, то есть процарапывания рисунка и последующего травления доски. Цифровые технологии позволили с помощью специальных компьютерных программ создавать оригинальные композиции, а также, например, переводить в офортные изображения фотографии. Полученный в самом устройстве рисунок при помощи цифрового оборудования наносят на какую угодно основу – бумагу, ткань, дерево, металл, стекло и др. Также после выполнения изображения в компьютерной программе его с помощью трансферной пленки можно перенести на металлическую, обычно медную, пластину, протравить ее и осуществить оттиск.

Где обучают офорту?

Научиться технике офорта можно в художественных вузах на факультетах графики, например, в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова, в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Также овладеть техникой офорта можно в художественных училищах и школах.

РГХПУ им. С. Г. Строганова. Изображение: Киселев Сергей/Агентство «Москва»

Известные мастера офорта

Старые мастера, занимавшиеся офортом

Жак Калло (1592-1635), французский рисовальщик и гравер, усовершенствовал технику офорта, начав применять многократное выкрывание лаком печатной доски. 

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), голландский художник, один из самых известных мастеров офорта, доказал, что эта техника позволяет использовать самые разные приемы, создавая богатые тональные переходы. Гравюра Рембрандта «Три креста», существующая в пяти «состояниях», то есть в оттисках, где зафиксированы изменения в гравировке, является высочайшим образцом офортной техники.    

Франсиско Гойя (1746-1828), испанский живописец и график, объединял офорт, акватинту и «сухую иглу», результатом чего стала его знаменитая серия гравюр «Капричос» (1797-1799), состоящая из 80 листов. Самая известная гравюра серии — «Сон разума рождает чудовищ».

Гравюры Франсиско Гойи «Автопортрет» и «Сон разума рождает чудовищ» из серии «Капричос». Изображения: Museo del Prado

Русские художники, работавшие в технике офорта

Василий Матэ (1856-1917), профессор гравировальной мастерской Академии художеств, стал создателем целой школы офорта. У него прошли обучение многие художники, среди которых были Илья Репин и Валентин Серов.

Иван Шишкин (1832-1898), прославившийся своей пейзажной живописью,  проявил себя и как офортист, соединив классический офорт с «сухой иглой», акватинтой и мягким лаком.

Современные художники, использующие технику офорта

Дэвид Хокни, англо-американский художник, знаменитый представитель поп-арта, известен и как мастер офорта. Его серия «Похождения повесы в Нью-Йорке», напоминающая гравюрный цикл английского художника XVIII века  Уильяма Хогарта, стала примером офорта, в котором соединились классика и современность.

Юрий Люкшин, русский художник, мастер станковой и книжной графики, сочетает классический офорт с ручной раскраской и также работает в технике акватинты.

Офорт в вопросах и ответах

Можно ли сделать офорт дома?

Офорт можно выполнить в домашних условиях при наличии соответствующего опыта, материалов и инструментов и соблюдении техники безопасности.

Где купить материалы для офорта?

Разнообразные материалы для офорта можно приобрести в специализированных магазинах для художников, в Интернет-магазинах и на маркетплейсах.

Сколько стоит офортный станок?

Сегодня на рынке представлено много офортных станков как для начинающих граверов, так и для профессионалов. Минимальная цена новых  станков для начинающих – немногим более 30 000 р., для профессионалов – примерно 50 000 р. Лучшие станки стоят более 100 000 р.

Офортный станок gutenberg. Изображение: metalband

Как хранить офорты?

Офорты необходимо защищать от пыли и влаги, воздействия ультрафиолетовых лучей и механических повреждений. Поэтому их хранят в специальных папках или коробках проложенными тонкой бумагой, например, калькой. А офорты, которые собираются повесить на стену, оформляют в паспарту: несмотря на то, что оно скрывает поля, паспарту защищает края листа и создает своего рода прокладку между ним и стеклом. Стекло желательно использовать антибликовое, чтобы предотвратить вредное воздействие на гравюру ультрафиолетовых лучей. Багет для офорта, или рамка, подбирается простого, классического вида.

Почему коллекционерами ценятся старинные офорты?

Как всякое произведение искусства с историей, особенно если оно принадлежит крупному мастеру, старинный офорт имеет повышенную ценность. Кроме того, в прежние времена офорты выполнялись с большой тщательностью и с соблюдением необходимой технологии, поэтому они являются примером высоких технических и художественных качеств.

Автор текста Ирина Кравченко

Изображение на обложке: Никеричев Андрей/Агентство «Москва»

Посмотреть все статьи

Видео на ПОИСКе

Показать все
Скачать последний выпуск Поиск
Скачайте последний выпуск газеты «ПОИСК» бесплатно прямо сейчас Скачать

ПОИСК — путеводитель по науке

Показать все