Поиск - новости науки и техники

“Это не сенсация”: мнение российского онколога о “волшебной” таблетке от рака

1.10.19

Канадские ученые заявили, что создали “волшебную” таблетку, которая в будущем избавит онкобольных от химиотерапии и лучевых процедур. Синтезированная молекула способна бороться сразу с несколькими видами рака, заявили исследователи. Звучит просто фантастически, но что на самом деле кроется за громкими заявлениями? Мы попросили прокомментировать новость Галину Кирееву  – ученого секретаря, старшего научного сотрудника Научной лаборатории канцерогенеза и старения НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова:

Механизм действия описываемых препаратов не является новым или прорывным – это иммунотерапевтические агенты из группы PD-1/PD-L1 ингибиторов. Целый ряд препаратов из этой группы уже успешно применяется для лечения злокачественных новообразований различных локализаций. В статье идет речь о следующем поколении низкомолекулярных ингибиторов PD-1/PD-L1. Причем, описаны исследования для четырех разных соединений, а не одного “волшебного” препарата, как написано в русской адаптации.

О чем же на самом деле говорится в научной статье в журнале Scientific Reports?

В приведенной статье описывается серия исследований препаратов in vitro (т.е. “в пробирке”) на культурах опухолевых клеток и мононуклеарных клеток периферической крови здоровых доноров. Целью исследования было изучить, как именно разработанные препараты взаимодействуют с PD-1 и PD-L1, блокируют ли препараты связывание этих компонентов (и если блокируют, то как и насколько активно). Так же описывается и еще целый ряд тестов на взаимодействие препаратов с определенными клетками иммунной системы, на цитотоксичность препаратов в различных опухолевых культурах – рассказывает Галина Киреева

По ее словам, следующий этап для данных соединений – это доклинические исследования на животных, результаты которых позволят получить или не получить разрешение на проведение клинических испытаний.

Но и в клинических испытаниях есть минимум 3 фазы до того, как препарат попадет на рынок, и существует риск непрохождения любой из этих трех фаз по причине токсичности / неэффективности. Поэтому говорить о скором появлении этих препаратов в арсенале онкологов и об их “волшебных” лечебных свойствах на данном этапе преждевременно.