Мухи под грибами. Ученые открыли грибок, делающий из насекомых «секс-зомби»

26.06.19

То, что паразиты могут напрямую управлять поведением хозяина, биологи знают давно. Но недавнее открытие удивило даже их. Грибки вида Massospora, паразитирующие на цикадах, не просто заражают их. А превращают в сексуальных маньяков, пытающихся спариться со всеми окружающими сородичами, пишут ученые в журнале Fungal Ecology.

«Внешне эти цикады не похожи на классических «зомби» – грибок только управляет их поведением. Взрослые насекомые двигаются и живут с такой же скоростью или даже быстрее, чем их здоровые сородичи. Вдобавок, цикады становятся гиперсексуальными, что позволяет грибку быстро распространяться», — рассказывает биолог Мэтт Кассон  из университета Западной Виргинии в Моргантауне.

Но и это еще не все. Мало того, что грибок управляет поведением, он еще и уничтожает половые органы цикад. «Складывая» туда свои споры. А затем заставляет насекомое агрессивно искать партнеров для спаривания и вступать с ними в отношения вне зависимости от их желания. Таким образом, заражая все новых мушек.

Заметив странное поведение насекомых, ученые поймали несколько инфицированных особей, изучили их ДНК, а также вещества, которые они вырабатывали. При этом выяснилась еще одна любопытная деталь. Грибы-паразиты оказались галлюциногенными.

Анализируя содержимое клеток этих двух видов грибка, Massospora cicadina и Massospora levispora, ученые обнаружили три молекулы, — катинон, один из аналогов амфетамина и эфедрина, а также псилоцибин и псилоцин. Все эти вещества присутствовали в теле зараженных цикад в больших количествах.

Оба этих психоактивных соединения, как предполагают ученые, помогают грибку одурманивать насекомых и манипулировать их поведением, используя другие сигнальные молекулы, предназначение которых биологам еще только предстоит выяснить. Есть насекомых или извлекать эти вещества из зараженных цикад ученые не советуют.

«Не советуем смельчакам пытаться извлечь эти вещества из зараженных цикад. Психоделическими свойствами обладают всего две молекулы, вырабатываемых грибками, а предназначение десятков сотен других веществ в их выделениях пока остается неизвестным. Многие из них могут быть опасными для человека», — заключает Кассон.