Найден способ максимально эффективно добывать нефть из горных пород

27.12.19

Пермские и московские ученые нашли способ максимально эффективно добывать нефть из горных пород. Результаты совместных научных исследований ученых опубликованы в журнале «Вестник Московского университета. Серия: Геология».

Нефть, содержащаяся в горных породах, делится на три типа строения: поровые, трещинные или смешанные. Так, например, на территории Верхнего Прикамья большинство карбонатных залежей характеризуется повышенной естественной трещиноватостью. Ученые ПНИПУ и МГУ объясняют, что работа по нефтедобыче из таких пород должна строиться особенным образом.

«Когда мы имеем дело с поровым типом, то чем больше мы снижаем забойное давление в скважине, тем больше нефти имеем на выходе. Но здесь при снижении давления трещины могут сомкнуться, и извлечение нефти может быть просто невозможным,

– говорит декан горно-нефтяного факультета ПНИПУ, один из авторов статьи, Сергей Галкин.

Проведенная серия экспериментов на образцах позволила авторам установить, что у трещиноватых горных пород при сжатии происходит резкое снижение их фильтрационно-емкостных свойств. Другими словами, коэффициент извлечения нефти из таких пород низкий.  Таким образом, по мнению ученых, для скважин, с самого начала крайне важен подбор правильных забойных давлений, что необходимо учитывать при проектировании разработки залежей.

Образец диаметром 30 мм порово-трещинный_ (а – поперечный срез , б – продольный срез, в –распределение пористости по высоте образца,, г – 3D-модель образца с порово-трещинной пористостью

Выделение трещиноватых зон ученые предлагают проводить на основе данных гидродинамических исследований скважин (ГДИ).

Результаты исследований могут применяться не только в нефтегазовой сфере, но и в смежных отраслях, например, при мониторинге подземных выходов газов и безопасном бурении скважин.