Поиск - новости науки и техники

Космическая обсерватория приступила к сканированию Вселенной

24.10.19

100 дней назад, в июле, с космодрома Байконур ракета-носитель “Протон-М” вывела в космос обсерваторию «Спектр-РГ» (Рентген-Гамма). До конечной цели аппарат пролетел полтора миллиона километров и вышел на орбиту вокруг так называемой точки Лагранжа. Оттуда одновременно видно и Землю, и Солнце, а земное и солнечное притяжение здесь уравновешивают друг друга. Значит, меньше топлива потребуется, чтобы удержать аппарат на орбите, говорили ученые. Обсерватория заняла свое рабочее место и приступила к наблюдениям. Условия для них близки к идеальным: там нет сильных помех, как на орбите вокруг нашей планеты.

Аппарат, созданный при участии Германии, сканирует небо и готов выполнить главную свою задачу – создать подробную «карту» Вселенной в рентгеновских лучах. «Спектор-РГ» поможет получить ответы на важнейшие вопросы космогонии: каково, например, влияние темной энергии и темной материи на формирование Вселенной? Какова эволюция сверхмассивных черных дыр? Как развивалась Вселенная после Большого взрыва? Станция во время работы на орбите будет сбрасывать на Землю информацию по мощному радиоканалу. В отличие от существующих сейчас рентгеновских аппаратов, поле зрения которых ограничено, «Спектр-РГ» сделает полный обзор Вселенной с рекордной чувствительностью, поэтому открытия, уверены ученые, будут обязательно.

– «Спектр-РГ» насыщена рентгеновскими зеркальными системами, как ни одна обсерватория в мире. На ней установлены два уникальных рентгеновских телескопа: наш и немецкий eROSITA, – рассказал научный руководитель отечественного телескопа ART-XC, доктор физико-математических наук Михаил Павлинский (ИКИ РАН). – Они дополняют друг друга. АРТ-ХС видит «жесткое» излучение, немецкий – «мягкое», а исходят излучения из одной точки. ART-XC насчитывает семь рентгеновских «глаз», в каждом по 28 зеркальных оболочек из никель-кобальта, покрытых иридием. Зеркальные системы сделаны в кооперации с Российским федеральным ядерным центром в Сарове. В еРOSITA – семь одинаковых рентгеновских «глаз» Каждый состоит из зеркального модуля с рентгеночувствительной камерой. В модуле –  54 зеркала из позолоченного никеля, вложенных друг в друга.

Обсерватория не попадает в тень Земли, поэтому солнечные панели всегда будут «на ходу» – и недостатка энергии можно не опасаться. Для обозрения открывается огромная небесная сфера, и если сутки наблюдать любую точку неба, то новый объект можно будет увидеть обязательно. Чувствительности приборов хватает, чтобы рассмотреть его в любом направлении. За счет широкого поля зрения и большой восприимчивости у обсерватории есть все возможности для слежения за крупномасштабными объектами: скоплениями галактик, остатками сверхновых звезд и др. Такой выдающийся результат, считают ученые, достигнут впервые, и поступающий объем информации ожидается просто колоссальный.

Научный руководитель проекта “Спектр-РГ”, академик РАН Рашид Сюняев так оценил сделанное:

– Это наш громадный успех. Впервые создан рентгеновский телескоп с такими совершенными приборами и зеркалами. Благодаря им чувствительность обзора неба примерно в 30 раз превосходит все ранее существующие в этом диапазоне. Такое удалось сделать потому, что наши ученые накопили огромный опыт, с чем мы их и поздравляем. Открывается возможность наблюдать массу интереснейших объектов: белых карликов, нейтронных звезд, черных дыр… – то, что раньше нам практически не было доступно. Каждый день будет поступать поток информации, и теперь самая важная задача – ее обработать. За годы функционирования обсерватории ее накопится рекордное количество.

– Шесть лет – таков гарантийный срок работы станции – отметил заместитель начальника комплекса «НПО им. Лавочкина» Илья Ломакин. Ученые, однако, рассчитывают, что аппарат сможет работать и после его истечения.

2 комментария