«Неправильные» озера на Титане могут быть шрамами от древних взрывов

10.09.2019

На поверхности Титана, спутника Сатурна, есть жидкость, и это единственное небесное тело, имеющее влагу, кроме Земли. Но если на нашей планете вода — это Н2О, то на Титане ее роль играют этан и метан. Глядя в телескопы на моря и озера, ученые были уверены, что эти углеводороды растворяли подстилающие породы, процесс эрозии способствовал образованию резервуаров, которые превратились в моря и озера на спутнике Сатурна.

Фото: NASA/JPL-Caltech

Однако небольшие озера с отвесными краями, найденные вблизи северного полюса Титана, заставили специалистов задуматься о другой версии, кроме «эрозийной». Авторы  статьи, опубликованной в журнале Nature Geosciences, предлагают новый сценарий рождения озер Титана. Исследователи считают, что их «неправильная» форма — это результат древних взрывов, случившихся  под поверхностью спутника Сатурна. Для того чтобы они произошли, надо немного — изменения течений в полужидком ядре или удара астероида. В результате этого вода превратилась в пар, наличие которого и повлекло взрывы.

Но такие разрушительные перемены в облике Титана не мог совершить метан — его концентрации недостаточно. Ученые предполагают, что азот, из которого по большей части состоит атмосфера спутника,  и спровоцировал взрывы. Миллионы лет назад поверхность Титана (сейчас ее температура  -180 градусов Цельсия) была еще холоднее, и, вероятно, на ней мог быть жидкий азот.

Эти озера с крутыми краями, валами и приподнятыми краями были свидетелями тех периодов в истории Титана, когда на поверхности и в коре был жидкий азот, – говорит Джонатан Лунин, ученый из Кассини, который стал соавтором исследования.

Азот просачивался на глубину, а позже, «сдетонировав», взорвался и образовал на Титане рваные шрамы.