Нерешенный «квартирный вопрос» толкает пернатых на измены, считают зоологи

28.08.2019

Ученые выяснили, что у птиц, как и у людей, встречаются различные типы социальных отношений, в том числе и между полами — от «многоженства», внебрачных скрещиваний и сезонной моногамии до помощничества и «усыновления». Сотрудники Томского и Московского госуниверситетов и Гейдельбергского университета (Германия) провели масштабное исследование одного вида птиц  — мухоловки-пеструшки.

Изучали пернатых на протяжении 18 лет в местах, где их численность в несколько раз превышала природную за счет создания людьми искусственных «домов» — синичников и т.п. Российско-немецкая группа специалистов обследовала 2300 особей — всех взрослых птиц, заселивших синичники, и их птенцов. У каждого представителя пернатых были взяты образцы крови на анализ ДНК, чтобы определить генетических родителей птенцов, выращиваемых той или иной парой птиц. Исследование биоматериала проводились в Германии.

Выяснилось, что в условиях » переуплотненности» (когда птицы гнездятся в четыре раза плотнее в городе и в 30 раз плотнее в лесу) пернатые меняют свое поведение. В отношениях между самцами и самками появляются самые разные вариации — от разовых «измен» до «многоженства», а также замены одного и даже обоих родителей за время выкармливания птенцов.

Проведя генетические анализы, специалисты установили, что не все птенцы, которых в своем гнезде выкармливает отец, являются его «кровными» потомками.

В определенных условиях — например, при утрате жилища — самка может отложить яйцо в чужое гнездо, — объясняет сотрудник зоологического музея, доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии БИ ТГУ Сергей Гашков. — В подобных ситуациях самка одним яйцом не ограничивается, и можно зафиксировать очень большие, так называемые сдвоенные кладки, насчитывающие до 11–14 яиц. Поскольку у этого вида  обострен родительский инстинкт, «мама» не бросает гнездо и выкармливает не только своих птенцов, но и подкидышей.

По итогам исследования зоологи сделали вывод: новые признаки поведения у животных зачастую появляются внезапно, в ответ на необычные условия проживания, и не контролируются напрямую естественным отбором.