Новый подвид бабочки, найденной в Средней Азии, назвали в честь местного жителя

11.09.2019

Энтомологи сделали сразу два открытия: в ходе экспедиции в тянь-шаньское высокогорье Киргизии был обнаружен ранее неизвестный науке вид бабочки Eudiaphora tienshanensis (Эудиафора тяньшаньская), а в среднегорье Памира на территории Таджикистана найден новый подвид Eudiaphora turensis nozimdjoni (Эудиафора Нозимджона). Последняя была названа в честь местного жителя Нозимджона Махмудова, который помогал ученым в тяжелой экспедиции. Морфологические и генетические анализы образцов, выполненные в лабораториях федерального исследовательского центра, подтвердили, что это совершенно новые вид и подвид бабочек.

Поймать новый вид бабочки-медведицы в Средней Азии – большая удача. Этот регион был хорошо изучен, но, как оказалось, и там еще можно найти новые виды, – рассказывает младший научный сотрудник Российского музея центров биоразнообразия Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН (Архангельск) Виталий Спицын, совершивший открытия.

Все фото: пресс-служба ФИЦКИА РАН

Одной из задач экспедиции, в частности, было изучение процессов эволюции, видообразования и фауногенеза в экстремальных горных экосистемах Азии, которые являются высотными аналогами Арктики. Условия в высокогорьях Памира для насекомых еще более суровые, чем в Арктике, однако фауна там богаче в десятки, если не в сотни раз.

В Арктике видов мало не потому, что там холодно, а потому, что экосистемы в высоких широтах очень молодые. Таким образом, главный фактор фауногенеза и эволюции – время. Какими бы суровыми ни были условия, к ним можно приспособиться, если есть достаточно времени.