Поиск - новости науки и техники

Обсерватория “Спектр-РГ” заглянула в центр Млечного пути

04.10.19

Российская обсерватория “Спектр-РГ” заглянула в центр нашей галактики. За минувший сентябрь российский телескоп провел сразу два глубоких обзора неба – части ее спирального рукава, которая расположена в созвездии Наугольника, и центр Млечного Пути.

“В начале сентября был проведен глубокий обзор спирального рукава Галактики в созвездии Наугольника – области, богатой массивными двойными рентгеновскими системами. Затем мы переключили свое внимание на проведение большого обзора галактического центра, эквивалентного по площади двумстам копиям Луны”, – сообщил астрофизик из ИКИ РАН Илья Мереминский.

Снимки были сделаны с помощью рентгеновского телескопа ART-XC. Это один из двух телескопов, установленных на “Спектр-РГ”. Второй – немецкий eROSITA. Главная задача ART-XC – составить детальные атласы источников рентгеновского излучения внутри нашей Галактики, а также в ее далеких соседок, свет от которых идет до Земли миллиарды лет.

Помимо этого, за первый месяц ART-XC покрыл наблюдениями более 1% неба. На созданной с его помощью карте можно увидеть центр Галактики, в том числе, такие ярчайшие источники рентгеновского излучения, как Крабовидная туманность и нейтронная звезда-“вампир” X-1 в созвездии Скорпиона.

Крабовидная туманность

“Поскольку основная часть массы Млечного Пути лежит в этом направлении, плотность рентгеновских источников в Галактическом центре наибольшая. А так как многие из этих источников сильнопеременные, то в эту область всегда интересно смотреть — а вдруг вспыхнет что-нибудь новое!”- добавил Мереминский.

Согласно планам, “Спектр-РГ” будет составлять полные рентгеновские карты неба каждые полгода. С его помощью ученые хотят составить подробную перепись галактик, чтобы наблюдать за их эволюцией. А также пока необъяснимыми космическими феноменами, такими как неожиданная “смерть” звездообразований или неспособность производить новые звезды.