Обсерватория «Спектр-РГ» заглянула в центр Млечного пути

04.10.19

Российская обсерватория «Спектр-РГ» заглянула в центр нашей галактики. За минувший сентябрь российский телескоп провел сразу два глубоких обзора неба — части ее спирального рукава, которая расположена в созвездии Наугольника, и центр Млечного Пути.

«В начале сентября был проведен глубокий обзор спирального рукава Галактики в созвездии Наугольника — области, богатой массивными двойными рентгеновскими системами. Затем мы переключили свое внимание на проведение большого обзора галактического центра, эквивалентного по площади двумстам копиям Луны», — сообщил астрофизик из ИКИ РАН Илья Мереминский.

Снимки были сделаны с помощью рентгеновского телескопа ART-XC. Это один из двух телескопов, установленных на «Спектр-РГ». Второй — немецкий eROSITA. Главная задача ART-XC — составить детальные атласы источников рентгеновского излучения внутри нашей Галактики, а также в ее далеких соседок, свет от которых идет до Земли миллиарды лет.

Помимо этого, за первый месяц ART-XC покрыл наблюдениями более 1% неба. На созданной с его помощью карте можно увидеть центр Галактики, в том числе, такие ярчайшие источники рентгеновского излучения, как Крабовидная туманность и нейтронная звезда-«вампир» X-1 в созвездии Скорпиона.

Крабовидная туманность

«Поскольку основная часть массы Млечного Пути лежит в этом направлении, плотность рентгеновских источников в Галактическом центре наибольшая. А так как многие из этих источников сильнопеременные, то в эту область всегда интересно смотреть — а вдруг вспыхнет что-нибудь новое!»- добавил Мереминский.

Согласно планам, «Спектр-РГ» будет составлять полные рентгеновские карты неба каждые полгода. С его помощью ученые хотят составить подробную перепись галактик, чтобы наблюдать за их эволюцией. А также пока необъяснимыми космическими феноменами, такими как неожиданная «смерть» звездообразований или неспособность производить новые звезды.