Оцепенеть в ненастье. Древнейший пример зимней спячки обнаружили палеонтологи

Ученые предполагают, что этот способ пережить суровую зиму возник сотни миллионов лет назад. С подробностями — Live Science.

Спячка — самая распространенная в животном мире стратегия выживания в зимнее время года. В условиях ограниченных пищевых ресурсов, особенно в полярных областях, многие животные впадают в спячку, чтобы пережить холодную и темную зиму. Об этом явлении известно немало, но в ископаемом мире спячка почти не изучалась. Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Communications Biology, ученые из Гарвардского и Вашингтонского университетов (Harvard University, University of  Washington), сообщили о признаках состояния, подобного спячке, у животного, которое обитало в Антарктиде в раннем триасовом периоде, около 250 миллионов лет назад. Это существо — представитель рода Lystrosaurus —  дальний родственник млекопитающих. Листрозавры были распространены в пермском и триасовом периодах, их характерные черты — черепаший клюв и постоянно растущие бивни. Изучив срезы бивней антарктических листозавров, на которых видны годичные кольца твердой костной ткани, дентина, авторы публикации обнаружили особенности, которых нет у изученных южноафриканских листозавров. Это уплотненные и утолщенные дентиновые отложения, свидетельства перенесенного животным продолжительного стресса. Во времена листозавров Антарктида в основном была внутри Южного полярного круга, зимы на ней были долгими и совершенно без солнечного света.
Ископаемые листозавры демонстрируют древнейший пример состояния спячки у животных, и он свидетельствует, что состояние оцепенения и ему подобные, временно снижающие скорость метаболизма для того, чтобы пережить ненастный сезон, возникли у позвоночных до появления на Земле млекопитающих и динозавров. Листозавры обитали на планете до массового вымирания видов, случившегося в конце пермского периода и уничтожившего 70% видов позвоночных на суше, но они как-то выжили. И прожили еще 5 миллионов лет в триасовом периоде, распространившись по всему единому в то время континенту Пангее, в который входила и нынешняя Антарктида.