Орнитолог: В исчезновении соловьев в Москве виноваты люди

3.10.19

В Московских лесопарках живут и гнездятся около 200 видов птиц. Их состав последние годы существенно изменился.

Мониторинг орнитологов отмечает разные тенденции, связанные как с человеческим фактором, так и с глобальным потеплением. Например, за последнее десятилетие появляется все больше птиц из южных регионов России. А вот популяция самой многочисленной городской птицы XX века — домового воробья, уменьшилась на порядок. Та же участь,  хоть и в немного меньшей степени, постигла его собрата,- полевого воробья. В чем причина, орнитологи точно не знают. Одна из наиболее вероятных причин — изменение кормовой базы, которая произошла после благоустройства городских парков. Английские лужайки без опавших листьев и валежника, не могут прокормить прежнее количество пернатых. Но возможно, это естественные флуктуации популяции и воробьи еще вернутся.

К сожалению, то что хорошо для человека — плохо для соловья. Эксперты отмечают резкое снижение численности этих певчих в городских скверах после облагораживания территории. По словам старшего научного сотрудника Зоологического музея МГУ, кандидата биологических наук Евгения Коблика, соловьи любят гнездится в местах где влажно, был мелкий кустарник, и в целом, чтобы территория была «слегка неухоженной». Как оказалось, в «английских» парках соловей не поет.

Как было в «лихие 90-е годы» не понаслышке знают серые вороны. Эти птицы оказались хорошим барометром экономического спада. Пик популяции этих птиц в Москве пришелся на 70-80-е годы прошлого века. А вот в 90-х они практически исчезли с оскудевших городских свалок. И стали понемногу возвращаться только последние лет пять. Наверняка с удивлением обнаружив. что место уже занято чайками.

Вот кому в Москве очень хорошо. Этих морских птиц стало настолько много, особенно в Подмосковье, что они уже всерьез угрожают даже самолетам.

«За счет того, что в Москве очень много незамерзающих водоемов, и большая часть Москва-река не замерзает, а также пруды, куда поступает много теплой воды из разных предприятий, в регионе сложилась фауна водных и околоводных птиц, которые на зиму никуда не улетают. Поэтому чаек в последние годы явно стало больше, — рассказывает орнитолог.

Еще один вид пернатых, которые решили, что Москва для приезжих — это кряквы. Они совсем не улетают  из Первопрестольной. Здесь им, как говорится в басне, готов и стол и дом. В городских водоемах они спокойно выводят птенцов и настолько объелись, что не каждую брошенную корку хлеба съедят.

А напарниками голубей, вместо воробьев, пытаются стать скворцы.

Но их численности далеко от «короля» московских дворов. Вот кто действительно чувствует себя в Москве как дома. Точная численность столичных голубей неизвестна, но их явно становится год от года все больше. Этот демографический взрыв начинает всерьез беспокоить орнитологов. Голуби не только портят городские памятники, но и приводят к уменьшению или даже исчезновению популяций других птиц. А также могут быть переносчиками различных болезней.

«Птицы, особенно массовые популяции, могут переносить заболевания, опасные для человека. Например, контакт с голубем может закончится орнитозом. Это опасное респираторное заболевание ( характеризуется лихорадкой, общей интоксикацией, поражением лёгких, центральной нервной системы, увеличением печени и селезёнки — прим.ред.). Голуби не пугливые, и подходят прямо к ногам человека. Лучше к ним не приближаться, тем более не трогать руками, особенно если птица на вид выглядит не очень здоровой» — предупреждает Евгений Коблик.

По его словам, проблема с голубями существует не только в Москве, но и во многих городах Европы. И с нею приходится бороться. И здесь жалость сердобольных граждан играет с этими птицами злую шутку. Подкармливая голубей, вы на самом деле им вредите, говорит Евгений Коблик. Городским властям, так или иначе приходится сокращать разросшуюся популяцию голубей. Обычно это делают не очень гуманным способами — например, раскидывают отравленное зерно. Голуби любят гнездиться в укромных местах, например чердаках, вентиляционных шахтах и тд. Коммунальные службы закрывают наглухо чердаки и другие места гнездовки. При этом в гнездах могут оставаться птенцы. Никто не говорит, что это хорошо. Но в следующий раз, когда кто-то из вас решит покормить голубей, помните о последствиях, просят орнитологи. Природа сама способна контролировать численность популяции и помощь человека ей в этом совсем не нужна.