Поиск - новости науки и техники

Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога

2.09.19

Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.

 Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии? 

Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.  

Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить. 

 ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если: 

-в семье благоприятный психологический климат; 

-мнение ребенка учитывалось; 

-строятся партнерские отношения с детьми. 

Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста. 

Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки? 

Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных: 

– ребенок просто не понимает для чего это надо; 

В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать. 

– проблемы с учителями или сверстниками; 

Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация. 

– семейное неблагополучие; 

Тут без комментариев. 

– плохая компания; 

Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.  

– гиперреактивность; 

Поможет спорт, особенно плавание. 

– зависимость от гаджетов. 

Если не удается справиться самим – к психологу. 

Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам,  домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза. 

 А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?  

Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован. 

И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь. 

Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни. 

Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?

Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный.  Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ. 

 Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов: 

– познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»); 

- социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»). 

Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка. 

Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь? 

Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую: 

– здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов; 

– здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ; 

-помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство); 

– поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой); 

– дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз); 

– акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи; 

– поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем; 

– поддерживайте дома благоприятный психологический климат. 

 Другое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно. 

 

 

Нет комментариев