Прямо в цель. Ученые создали доставщика стволовых клеток

14.06.19

Стволовые клетки уже доказали свою перспективность для лечения самых разных состояний, начиная от аутоиммунных заболеваний и заканчивая последствиями тяжёлых травм. Но чтобы лечение прошло удачно, их еще необходимо доставить прямо к больному месту. Сейчас, в основном, это делается с помощью инъекции. Этот способ не всегда удобен. Мешает анатомия, ведь сделать укол в труднодоступные участки зачастую бывает непросто. Кроме того, такой метод введения может повредить ткани и чреват возникновением различных осложнений.

Поэтому ученые из Южной Кореи и Швейцарии задумались над новым способом доставки стволовых клеток. Исследование опубликовано в журнале Science Robotics.

Сферический робот с прикрепленными к нему стволовыми клетками

С помощью метода лазерной стереолитографии были созданы микророботы различных форм: сферические, в виде завитка или спирали. При этом они — пористые — для лучшего сцепления со стволовыми клетками. Роботы вводились в кровеносное русло и управлялись внешним магнитным полем. В ходе экспериментов было доказано, что этот метод позволяет переносить стволовые клетки точно к цели, при этом максимально сохраняя их жизнеспособность.

Результаты работы пока предварительные. Исследователям еще предстоит проверить безопасность предложенного метода. А также научиться лучше управлять роями подобных машин в теле человека. Но и уже полученные данные впечатляют.

Перемещение микророботов в образце ткани с кровеносными сосудами.