Раскрыт секрет паука, плетущего самую прочную паутину в мире

25.07.19

Человек-паук бы точно позавидовал этим животным. Мадагаскарские пауки плетут паутину в десять раз прочнее кевлара. А ведь из этого материала делают пуленепробиваемые жилеты. Площадь ловчей сети Caerostris darwini может составлять несколько квадратных метров. А длина нитей может достигать высоты 9-ти этажного дома. Ученым удалось расшифровать геном паука и выделить белок, который отвечает за прочность его сетей. Описание молекулы есть в журнале Communications Biology.

«Мы надеемся, что наше открытие будет использовано для создания материалов, не уступающих в стойкости шелковым нитям паутины Caerostris darwini, самому прочному биоматериалу на Земле. Наше открытие в очередной раз показало, насколько эволюционные исследования важны для развития биотехнологий», — заявила Джессика Гарб из университета штата Массачусетс в Лоуэлле.

При попытке порвать паутину, нити дарвиновского паука могут растягиваться почти в два раза. Загадку подобной эластичности ученые смогли раскрыть только сейчас. Оказалось, все дело в особой молекуле. Ученые назвали ее MaSp4. Она содержит большие количества пролина. Эта аминокислота и отвечает за эластичность. Звенья белка, встроенные в шелковые нити, играют роль своеобразных пружин. И даже сильное растяжение не снижает прочности паутины.

Есть у мадагаскарских пауков и еще один секрет. Прядильные органы Caerostris darwini обладают необычно большой длиной и устроены несколько иначе, чем у собратьев. Они соединяют сразу три типа белковых звеньев в единую сеть. Получается что-то вроде переплетенного каната на молекулярном уровне. Это в несколько раз повышает прочность, но не ухудшает гибкость нити. Создание синтетического аналога этой уникальной нити может иметь массу практических применений: от изготовления прочных бронежилетов, до замены операционных нитей в медицине, текстильной промышленности и так далее.

32 комментария

• Ух ты,хочу носки и этого материала

• Автор, а когда пауки стали членистоногими?

• Пауков порой ошибочно называют насекомыми, хотя это отдельный отряд и отдельный класс – паукообразные (Arachnida, подтип Хелицеровые — Chelicerata, тип Членистоногие).

• Членистоногие пауки — это прорыв в биологии.

• класс – паукообразные (Arachnida, подтип Хелицеровые — Chelicerata, тип Членистоногие).

• Тип членистоногими, класс паукообразные

• Американцы это сделали. А наши ученые что? Правильно пилят бюджет.

• У нас вообще не особо наука финансируется, а биотехнология сдохла в перестройку.
      Учёные у нас есть, только работать нормально у них возможности нет.

• Андрей всё правильно написал. Обычно малограмотные копирайтеры не то что переведут неправильно, так ещё и классификацию с ног на голову перевернут. То пауков насекомыми обзовут, то дельфинов — рыбами… А здесь автор назвал всё своими именами. Молодец!

• В наш асфальт эту паутину подмешайте

• Тогда его можно будет как блин раскатать по дороге

• В голову нашим некоторым управленцам вместо мозгов.. чтобы не износился

• Из них носки можно сделать, которые на 18 летие подарить можно и до конца жизни их носить.

• Я тоже за носки! Сколько в очереди?))))

• всех пауков срочно в Иваново , пускай работают , а не на деревьях прохлаждаются , пока народ в драных носках мучается , они там паутину плетут сволочи .

• А еще можно в состав туалетной бумаги, для экономии, чтоб в «100 слоев» не загибать…