Раскрыта роль черных дыр в эволюции галактик

13.10.19

Астрономы из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружили, что мощные космические ветры, приводимые в движение сверхмассивными черными дырами в центрах карликовых галактик, оказывают значительное влияние на их эволюцию, подавляя образование звезд, пишет портал phys.org.

NGC1569-это звездообразующая галактика. Фото: HST / NASA / ESA

Карликовые галактики содержат от 100 миллионов до нескольких миллиардов звезд. К примеру, в Млечном Пути 200-400 миллиардов. Небольшие звездные скопления являются наиболее распространенным типом галактик во Вселенной и часто вращаются вокруг более крупных.

Карликовые галактики содержат активные галактические ядра, которые имеют пространственно расширенные потоки

Астрономы исследовали 50 карликовых галактик, у 29 из которых имеются признаки, связанные с черными дырами в их центрах. У шести из этих 29, исследователи обнаружили явные свидетельства существования ветров — в частности, высокоскоростных ионизированных газовых потоков — исходящих из их активных черных дыр.

«Мы смогли не только обнаружить, но и измерить конкретные свойства этих ветров, такие как их кинематика, распределение и источник энергии. Мы нашли некоторые доказательства того, что эти ветры могут изменять скорость, с которой галактики могут образовывать звезды.» — рассказывают авторы исследования.

Изучая карликовые галактики, можно ответить на многие пока неотвеченные вопросы об эволюции Вселенной.

«Большие галактики часто образуются, когда карликовые галактики сливаются вместе. После того, как они сформировались, они каким-то образом избежали слияния с другими галактиками. Таким образом, они служат в качестве окаменелостей, раскрывая, на что была похожа окружающая среда ранней Вселенной. Карликовые галактики-это самые маленькие галактики, в которых мы непосредственно впервые видим ветры—газ там течет до 1000 километров в секунду» — говорят ученые.

Интересно, что по мере падения материала в черную дыру, газ нагревается из-за трения и сильных гравитационных полей и высвобождает радиационную энергию. Она и выталкивает окружающий газ из центра галактики в межгалактическое пространство.

«Теоретические модели формирования и эволюции галактик не включали в себя воздействие черных дыр на карликовые галактики. Однако мы видим свидетельства подавления звездообразования в этих галактиках. Наши результаты показывают, что модели формирования галактик должны включать черные дыры в качестве важных, если не доминирующих, регуляторов звездообразования в карликовых галактиках.» — утверждают авторы исследования, опубликованного в журнале Astrophysical Journal.