Поиск - новости науки и техники

Учёные разгадали тайну “исчезающего” метана на Марсе

05.09.19

Астрономы предложили простое и изящное решение проблемы “исчезающего” метана на Марсе. Ученые никак не могли понять, марсоход “Кьюриосити” обнаруживает концентрацию газа, но подтвердить это с орбиты, аппарат TGO, специально предназначенный для поиска редких газов, не может. Загадка не давала покоя, пока исследователи не обратили внимание на время появления метана.

Оно происходило только ночью, когда ровер подзаряжался и заодно проводил анализы атмосферы. Тогда как днем с орбиты, газ уже был неуловим, хотя мощность TGO гораздо больше.

Чтобы разгадать загадку, ученые создали математическую модель циркуляции марсианского “воздуха”. По их расчётам, источник метана в кратере Гейл, где находится ровер, может работать круглосуточно. Выделяя в атмосферу  0,15 миллионной доли грамма метана с квадратного метра за один марсианский день (сол).

Ночью атмосфера Марса спокойна и газ скапливается у поверхности. Но днем планета хоть немного, но разогревается. Возникают разнонаправленные потоки воздуха и метан растворяется в окружающем углекислом газе до такой концентрации, что его уже не обнаружить.

Но это не объясняет другую загадку Красной планеты, говорят сами авторы гипотезы – что такого находится в кратере Гейл, выделяющее метан? Ведь если теория верна, “оазисы” метана, как их назвали ученые, должны быть очень редкими. А их площадь должна быть всего в 1,5 раза больше чем у Гейла. Иначе с орбиты все равно можно было бы заметить источники прорывающегося на поверхность метана. Либо метан выделяется наиболее активно именно на месте работы “Кьюриосити”. А остальная часть планеты хранит газ более бережно.

“Либо Гейл даже более необычен, чем мы себе представляем, либо нам чего-то не хватает в [понимании] химии атмосферы”, – резюмирует в материале ScienceNews первый автор исследования Джон Мурс из Университета Йорка в Канаде.