Реакторы нового типа. Ученым удалось создать уникальный материал

11.06.19

Новый многослойный материал, предназначенный для производства тепловыделяющих элементов ядерных реакторов на быстрых нейтронах — разработали ученые САЕ «Институт «Умные материалы и технологии» ТГУ. Изготовленный на основе сплава ванадия, материал отличается высокой коррозионной и радиационной стойкостью. Одновременно с этим он прост в изготовлении и хорошо обрабатывается.

Реакторы на быстрых нейтронах эффективнее и безопаснее, чем реакторы на тепловых нейтронах. Вместе с тем радиационные нагрузки на конструкции в них значительно выше, что приводит к необходимости использовать специальные материалы для корпуса реактора и внутриреакторных систем. Мы разработали новый композит с особыми функциональными характеристиками – повышенной жаропрочностью, высоким сопротивлением статическим, динамическим и радиационным нагрузкам. – поясняет директор Института «Умные материалы и технологии» Ирина Курзина.

По словам разработчиков,  характеристики созданного материала сравнимы с мировыми аналогами. А по некоторым параметрам и превосходит их.

Основная область применения, для которой разработан материал – это атомная энергетика, – говорит Ирина Курзина. Более узко потребителей конечной продукции можно определить как машиностроительные предприятия атомной отрасли, выпускающие компоненты и комплектующие для атомной энергетики, а также предприятия топливного цикла, производящие и/или перерабатывающие ядерное топливо.