Российские ученые нашли новый высокотемпературный сверхпроводник

07.11.2019

Cверхпроводимость – удивительное свойство квантовых материалов, приводящее к полной потере электрического сопротивления в определенных, порой весьма суровых условиях. Такие материалы очень интересны для электроники, так как могут найти применение в квантовых компьютерах и высокочувствительных детекторах. Однако есть большая сложность: проявляется это явление обычно при весьма низких температурах или крайне высоких давлениях. Важно найти сверхпроводимость при температуре и давлении, близких к комнатным.

Ранее профессор Сколтеха и МФТИ Артем Оганов с коллегами из Института кристаллографии РАН и Физического института им. П.Н. Лебедева (ФИАН) предсказали новое вещество, а теперь его удалось синтезировать. Полученный сверхпроводящий материал — декагидрид тория (ThH10). В согласии с теоретическим предсказанием было обнаружено, что он существует при давлениях выше 0,85 миллиона атмосфер и является выдающимся высокотемпературным сверхпроводником. Критическую температуру удалось определить только при давлении в 1,7 миллиона атмосфер, где она оказалась равной -112 oС, что совпадает с теоретическим предсказанием для этого давления и уже сейчас ставит ThH10 в ряд рекордных высокотемпературных сверхпроводников.

«Современная теория и, в частности, разработанный мной и моими учениками метод USPEX, в очередной раз показывает удивительную предсказательную мощь. Предсказанное вещество, ThH10, не вписывающееся в рамки классической химии и обладающее, согласно теории, уникальными свойствами, подтверждено теперь и экспериментом. Причем качество экспериментальных данных весьма высокое», – рассказывает  Артем Оганов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Materials Today