Российские исследователи выявили гены, «запускающие» психоз и депрессию

25.09.2019

Наш мозг — это, можно сказать, «процессор» всего организма. Этот орган сложно устроен, он состоит из множества структур, каждая из которых «отвечает» за определенные задачи. Одна из структур называется дорсальный стриатум, он контролирует последовательность движений человека. При многих нейродегенеративных заболеваниях, когда гибнут нервные клетки (например, при болезнях Хантингтона и Паркинсона), у человека нарушается моторика. Те способы лечения, которые сегодня существуют, помогают лишь компенсировать некоторые симптомы, но не устранять их.
Чтобы понять механизмы развития болезни, нужно изучить происходящие в организме изменения, поэтому исследователи решили смоделировать появление моторных нарушений в экспериментах на мышах. Сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск) разработали модель хронического социального конфликта. На фоне психоза и повышенной агрессивности у первой группы мышей развивается гиперактивность, часто они бесцельно повторяют одни и те же движения. У подавленных мышей, наоборот, появляется гипоактивность – они заторможены, медленно реагируют на происходящее.
В ходе работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (результаты опубликованы на сайте препринтов BioRxiv), авторы провели анализ генов белков, которые передают внутри клеток дофаминовый сигнал, вызывающий у человека разные чувства: любовь, привязанность, удовлетворение. Этот процесс происходит в срединных шипиковых нейронах, которые составляют 90% клеток стриатума. У депрессивных мышей авторы обнаружили общее снижение реакции шипиковых нейронов на дофамин – гормон, который как раз передают «чувственный» сигнал, – в то время как у агрессивных животных активность генов исследованных белков усилилась. Кроме того, с помощью нового экспериментального подхода авторы определили, где сильнее всего проявляется активность генов, которая влияет на реакцию и настроение.
Выяснилось, таким образом, что работа генов существенно меняется под влиянием развития болезней, вызванных социальным стрессом. Сейчас белки нейронов дорсального стриатума, в том числе дофаминовые рецепторы, являются основными фармацевтическими «мишенями» — нейролептики, используемые в психиатрии, действуют именно на них.
Мы уточнили механизм передачи дофаминового сигнала шипиковых нейронов стриатума, выявив дополнительные фазы этого процесса. Результаты исследования можно применить для создания более эффективных лекарств против нейродегенеративных и психосоматических заболеваний, сопровождающихся двигательными нарушениями, – уточнил один из авторов исследования Владимир Бабенко, кандидат биологических наук, ведущий сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН.
Фото: мыши в условиях острого социального конфликта. Источник: Владимир Бабенко, пресс-служба РНФ

1 комментарий

  • По фото всё КОНКРЕТНО видно: даде текст не нужен был )