Кровавая революция. Ученые придумали, как создать универсальную кровь

13.06.19

Потребность в донорской крови в мире очень велика. Только в США используют более 16 тысяч литров для срочных и плановых операций и переливаний крови ежедневно. В России эта цифра меньше, но ненамного. А главное, крови катастрофически не хватает. Поэтому открытие исследователей из Университета Британской Колумбии в Канаде может произвести настоящую революцию. Ученые выяснили, что микроорганизмы, найденные в кишечнике, производят два особых фермента, которые преобразовывают вторую группу крови в универсальную, пишет sciencemag.org.

Как известно, всего видов крови четыре. Группа определяется молекулами сахара на поверхностях красных кровяных клеток. Если человек с первой получает кровь второй или наоборот, эти молекулы, называемые антигенами крови, могут заставить иммунную систему атаковать эритроциты. Клетки первой группы крови не имеют антигенов. А значит ее можно переливать любому человеку.

Но самая распространенная  группа крови в мире — вторая, которая подходит не всем. Поэтому ученые давно пытаются превратить ее в универсальную, удалив определяющие антигены. Долгое время попытки не приносили успеха. Известные ферменты, которые могут очищать эритроциты от «ненужных» сахаров, были недостаточно эффективны. И вот после четырех лет исследований команда специалистов обнаружила среди кишечных бактерий человека организмы, которые продуцируют вещество, удаляющее «лишние» молекулы сахара из крови второй группы.

«Это первый шаг, и, если эти данные можно будет воспроизвести, это, безусловно, прорыв», — говорит Харви Кляйн — эксперт по переливанию крови из Клинического центра Национального института здоровья в Бетесде (штат Мэриленд), который не принимал участия в работе.

Поиск напоминает — завтра, 14 июня — Всемирный день донора крови. Если у вас есть возможность, присоединяйтесь! Возможно, ваша кровь спасет чью-то жизнь.

2 комментария