Тайна мегалитов. Что обнаружили генетики?

Все знают о знаменитом Стоунхендже. Какую только функцию не приписывали загадочным мегалитам — от древнего календаря до места встреч с инопланетянами. Но мало кто знает о том, что на территории Европы таких мегалитических сооружений — более восьми тысяч. Они были построены разными племенами, пришедшими с Ближнего Востока примерно 9-4,5 тысячи лет назад.

© Фото : Magdalena Fraser
Дольмен Ансарве на острове Готланд, Швеция

Что же это такое, храмы, капища, обсерватории? После историков и археологов, за этот вопрос взялись генетики. И, как им кажется, они нашли ответ на эту загадку, мучавшую исследователей не одно столетие. Свои выводы ученые опубликовали в журнале PNAS.

Люди, построившие дольмен Ансарве на острове Готланд, сильно отличались в генетическом плане от окружавших их племен охотников-собирателей. Они хоронили своих усопших и поддерживали эти погребальные традиции на протяжении как минимум 700 лет после того, как они проникли в Европу более пяти тысяч лет назад,

— говорит Магдалина Фрейзер из университета Упсалы (Швеция).

То есть, по мнению исследователей, это никакие не храмы или обсерватории. А всего лишь «семейные» кладбища первых фермеров — «мигрантов». К такому выводу генетики пришли, изучив найденные останки в районе трех мегалитов в Ирландии и на острове Готланд.

Им удалось извлечь обрывки ДНК и восстановить черновые версии геномов больше трех десятков древних европейцев. Выяснилось, что большая часть останков принадлежала мужчинам. Они были захоронены внутри дольменов примерно 3,5 тысячи лет до нашей эры. И по-видимому, представляли собой несколько поколений первых оседлых племен Европы. Причём все они приходились друг другу прямыми родственниками. Это также касалось и женщин, погребённых там же.

Чтобы проверить свою теорию, учёные собираются провести аналогичные раскопки рядом с другими мегалитическими постройками, найденными в Европе.

• Каждый раз у всех новая версия. До сих пор никто не может точно сказать, с какой целью сооружались эти внушительные сооружения. Гипотез на этот счет очень много, но ни одна из них не может исчерпывающе ответить на все вопросы.