Тест на совместимость. Пересадить костный мозг станет проще

09.07.19

Ученые из Национального медицинского исследовательского центра гематологии создали методику, которая позволит быстро проверить на совместимость ткани донора костного мозга и реципиента, сообщается в журнале Frontiers in Immunology.

«С одной стороны, это позволит предсказывать интенсивность иммунного ответа и возможный исход трансплантации и корректировать иммуносупрессивную терапию при необходимости. С другой стороны, мы сможем подбирать каждому пациенту оптимальные мишени для иммунотерапии, которая сейчас разрабатывается в нашей лаборатории», — поясняют ученые.

Трансплантация костного мозга до сих пор остается сложной операцией. Организм может просто не признать новую ткань из-за проблем с совместимостью. Иммунитет начинает «атаковать» чужака даже из-за одной мелкой мутации в ДНК. Поэтому, чтобы этого избежать ученые изучают структуру так называемых второстепенных антигенов. В ходе исследований, команде российских ученых удалось ускорить процесс распознавания «свой-чужой». Раньше это требовало сложных методов извлечения образцов белков и генов из клеток. Что сильно затрудняло работу медиков, особенно если операция срочная. С помощью новой технологии такой анализ можно провести в течении часа.

Чтобы добиться быстрого результата, ученые используют праймеры. Это особая цепочка ДНК, которую можно присоединить к необходимым антигенам. Затем можно запускать процедуру их копирования. Российским ученым удалось не только сделать так, чтобы праймеры определяли версии генов, но и находили различные вариации в них. Таким образом, теперь достаточно просто смешать кровь донора и пациента. Добавить в нее праймеры, белки и реактивы. И уже через час станет понятно, насколько образцы совместимы.