Тише воды. В глубинах Индийского океана найден огромный вулкан

23.05.19

С мая прошлого года ученые отмечали сейсмическую активность в районе архипелага Майотта в Индийском океане, там произошел целый рой небольших землетрясений. 11 ноября сейсмостанции по всему миру зафиксировали вибрацию силой  в пять баллов, затем последовал  низкочастотный сигнал, который ученые фиксировали примерно каждые 17 секунд в течение 20 минут. Историю поиска подводного вулкана приводит ScienceAlert.

Все эти события указывали на место в 50 км от восточного побережья Майотты, французской территории и части вулканического архипелага Корморос, зажатого между восточным побережьем Африки и северной оконечностью Мадагаскара. Ученые предположили, что это свидетельство «родовых болей» нового вулкана. Обследование дна особенных изменений не выявило, и решено было отправить новую экспедицию. Начиная с февраля команда проводила мониторинг региона. Ученые установили сейсмометры на морском дне глубиной 3,5 км и использовали многолучевой гидролокатор для картирования морского дна, чтобы получить данные о происходящем.

При этом данные GPS показывали, что Майотта переместилась за 40 месяцев на 60 мм на восток и 30 мм на юг.  А в марте остров начал опускаться примерно на 1 см в месяц. Исследователи предположили, что речь может идти о мощном подводном извержении, которое привело к опустошению хранилища магмы под землей.  Расчеты позволили определить район, где он мог бы находиться. На месте исследователи обнаружили активный вулкан высотой в 800 метров и растянувшийся на 5 км в поперечнике. Он сформировался всего за полгода.

Магматическая камера, как показывают данные сейсмометров, могла находиться между 20 и 50 км ниже поверхности Земли. При этом выброс вулканической породы достиг только глубины 2 км, поэтому на поверхности не было заметно следов извержения.

Но его последствия продолжают влиять на ландшафт. Данные GPS с Майотты показали, что остров сдвигается и тонет. Он переместился на 10 сантиметров на восток и опустился на 13 сантиметров с мая прошлого года. Это говорит о том, что магматическая камера, которая произвела вулкан, разрушается и сжимается.