Ученые рассказали, как космическая радиация влияет на мозг крыс

19.08.19

Как оказалось, космическая радиация способна не только губить все живое, но и может положительно влиять на мозг и умственные способности при межпланетных перелетах, сообщает пресс-служба МГУ. Ученые выяснили, что ионизирующее излучение, сопоставимое в дозах и составе космическому, кроме негативных эффектов может вызывать также ряд положительных. Эти эффекты и гипотетические механизмы их возникновения исследователи опубликовали в журнале Neuroscience.

Наиболее интересным представляется раскрытие механизмов позитивных эффектов ионизирующего излучения на функции ЦНС, ведь они могут быть использованы для новых терапевтических подходов к лечению нейродегенеративных и психиатрических заболеваний, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории психофармакологии ФГБУ «НМИЦПН им. В. П. Сербского» Минздрава России Виктор Кохан.

Изучить влияние космических лучей на человека невозможно, так как орбитальные полёты не моделируют радиационную среду межпланетного пространства. Поэтому опыты выполнялись на грызунах в лабораторных условиях на земле.

Для наиболее полного воссоздания космических лучей грызунов облучали тяжелыми заряженными частицами и гамма-лучами. Их подвергли воздействию радиации, сравнимой по составу и дозам с той, что получили бы астронавты за время 860-дневной межпланетной миссии. Для сравнения полет до Марса в одну сторону занял бы около 180 дней.

Сразу после облучения животных разделили на две группы и провели серию когнитивных тестов, а также исследовали с помощью МРТ. На 25-й день после облучения ученые отобрали образцы мозга у всех молодых крыс. На 211-ом дне после облучения протестировали снова, а на 242-ом — отобрали образцы мозга.

Как показали когнитивные тесты, после облучения крысы стали более тревожными, однако этот эффект нивелировался у зрелых животных. Подвергшиеся радиации крысы демонстрировали более высокие показатели в тестах на ориентирование в пространстве в сравнении с контрольными группами. Как показали молекулярные исследования мозга, у крыс из контрольной и опытной групп отличались концентрации глутамата и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в мозге. Эти молекулы выполняют функцию нейромедиаторов в центральной нервной системе: глутамат — возбуждает, а ГАМК — затормаживает. У облученных крыс уровень ГАМК оказался пониженным, вызывая растормаживание центральной нервной системы.

«Ионизирующее излучение всё же вызывает глубокое ремоделирование нервной ткани. Так уж сложилось, что функционально это сказывается положительно на центральной нервной системе»,- резюмировал Виктор Кохан