Ученые рассказали, кто чертит загадочные круги на полях

19.08.19

Вопрос о таинственных рисунках на сельскохозяйственных полях будоражит умы уже несколько веков. Но современные ученые уверены, к мистике и инопланетным цивилизациям эти явления не имеют отношения. Все, ну или почти все, вполне можно объяснить земными причинами.

Как пишут РИА Новости, к началу ХXI века в мире насчитывалось свыше девяти тысяч сообщений о геометрических фигурах. Почти 90 процентов поступало из Великобритании.

После изучения фигур, американские ученые пришли к выводу, что виноваты в этом микроторнадо. Это частое явление, особенно на юге Англии. Резкий вихрь закручивает растения по часовой стрелке. Кроме того, создает внутри электрический разряд. О «пляшущих огнях» в таких местах часто сообщали очевидцы.

Но это простые круги, а как объяснить сложные геометрические орнаменты?

В 2018 году археологи из организации Historic England доказали, что это следы доисторических поселений, могильных курганов и культовых сооружений. Такие были широко распространены в железном веке и когда Англию завоевали римляне.

От них по большей части остались лишь основания, и то скрытые под землей. Но над фундаментами слой почвы гораздо тоньше. При сильной засухе эти участки высыхают гораздо быстрее. Таким образом и получаются полосы более светлой и темной растительности, повторяющие контуры древних зданий.

Объяснили ученые и появление, так называемых «ведьминых кругов» в Южной Африке. Это кольца зеленой травы диаметром от двух до 40 метров. Трава там остается зеленой практически весь засушливый сезон. А внутри кругов просто голая земля.

Фото : N. Juergens
Ведьмины круги в Намибии

Местные жители давно верят в их сверхъестественное происхождение. Слухи подогревает и поведение «ведьминых кругов». Они могут существовать десятки лет, затем внезапно исчезают и появляются вновь в другом месте. Кто же строит их, неужели правда ведьмы. Увы, и тут любителям инопланетян нечем поживиться. Это результаты работы термитов Psammotermes allocerus, считают ученые. Эти насекомые строят свои подземные жилища, выедая корни растений. В результате в центре колонии возникает круглая проплешина. Так как там нет растений, вода долго сохраняется быстро просачиваясь сквозь песок. И питает растительность по окраинам. Так что кольцо остается зеленым, даже когда растительность вокруг уже вся выгорела от солнца.

Ну и конечно, никто не отменял человеческих фальсификаций.