Ученые впервые составили атлас гормонов кишечника

14.05.2020

Новый подход в поиске эффективных методов лечения рака и ожирения представили голландские ученые. Они первыми составили атлас с подробным описанием  гормонов, которые вырабатывают клетки кишечника человека. Правда, люди в этом исследовании помочь не могли. Дело в том, что гормоны в кишечнике вырабатывают энтероэндокринные клетки, а их не так много —  не более одного процента от всех клеток стенок кишечника. Более того — они уникальны для различных видов организмов, то есть человеческие гормоны нельзя изучать на примере лабораторных животных.

Но решение нашлось. Исследователям пришлось создать из стволовых клеток органоиды, которые имитируют человеческий кишечник. И наблюдая за происходящими в них процессами удалось выяснить много интересного.

Используя так называемую технику секвенирования отдельных клеток удалось впервые описать все гены, которые активны в гормон-продуцирующих клеток. Но чем в уникальность этого атласа? Во-первых, выяснилось важное значение некоторых генов в работе энтероэндокринных клеток, которые ранее не были описаны. Во-вторых, выявлены потенциально новые гормоны.

«Составленный атлас является золотым рудником, полным захватывающих связей между гормонами, рецепторами и другими генами, используемыми четко определенными энтероэндокринными клетками. Это открывает новые направления для будущих исследований», — рассказал  один из авторов исследования Йенса Пушхоф из Института Хабрехта.

Теперь ученые планируют провести масштабные скрининговые исследования и проследить взаимосвязь: какие молекулы из пищи распознают энтероэндокринные клетки, и какие гормоны они вырабатывают в ответ.

«Возможность одновременно наблюдать большое количество энтероэндокринных клеток человека и отслеживать их подтипы с помощью флуоресцентных красок в органоидах позволяет проводить скрининг на предмет лекарств-мишеней, которые могут задействовать терапевтический потенциал энтероэндокринных клеток», — отмечает руководитель исследования Ханс Клеверс.