Сибирские геологи нашли причину землетрясений в северных морях

18.10.2019

Ученые Института нефтегазовой геологии Сибирского отделения РАН зафиксировали в Карском и Баренцевом морях миграцию углеводородных газов, которая приводит к сейсмическим аномалиям. Работы проводились с применением современных вычислительных технологий и с использованием специализированного программного обеспечения. А при изучении нефтегазоносных провинций шельфа эксперты прибегли к методам сейсморазведки 2D и 3D.

На шельфе арктического региона России сосредоточены обширные извлекаемые ресурсы углеводородов – по оценкам ученых ИНГГ СО РАН, там находится около 80 млрд тонн условного топлива. Среди арктических территорий России и других стран самыми богатыми углеводородами являются именно акватории Карского и Баренцева морей,

— рассказывает доктор геолого-минералогических наук Владимир Николаевич Бородкин.

Рисунок 1: Обзорная карта района исследований

В ходе изучения признаков образования углеводородов специалисты обнаружили на дне так называемые «трубки взрыва» и покмарки.

«Трубка взрыва» – это вулканический канал, возникающий в результате однократного прорыва газов, а покмарк – кратер на морском дне, образованный флюидами (газом и жидкостями), извергающимися и протекающими через отложения.

Подобные формации – верные свидетельства того, что в подводных недрах находятся углеводороды.  А покмарки на дне Баренцева моря являются признаками активной вертикальной миграции газа – из недр к поверхности.

По словам специалистов, выхлопы газа приводят не только к образованию кратеров и «трубок взрыва». Они еще и являются причиной большинства слабых землетрясений в арктических морях.

Рисунок 2:  Особенности волновой картины на Ленинградском участке работ

Данные, полученные в результате сейсмогеологической интерпретации, позволят сотрудникам ИНГГ СО РАН правильно оценить геологические риски, создать поисковую концепцию и разработать возможные сценарии дальнейшей геологоразведки в Карском и Баренцевом морях.