Гримасы просвещения. Не все университетские традиции одинаково полезны

10.11.19

Французское слово bizutage сродни русскому «дедовщина», хотя буквально переводится как «розыгрыш новичка». Как ни странно, термин имеет не армейское, а университетское происхождение. Средневековые университеты, по сути, являлись своего рода цехами или корпорациями. У ремесленников были свои ритуалы, у университетов — свои. К ним относится, в частности, обряд посвящения в студенты. Средневековый манускрипт Manuale Scolaritum описывает церемонию «очищения», цель которой — превратить неотесанного юнца в культурного человека. Помимо издевательских процедур новичкам задавались коварные вопросы типа: «Сколько блох входит в меру?» Школяр, не догадавшийся, что «блохи не входят в меру, а выпрыгивают из нее», получал пощечину. В Университете Монпелье новичок должен был прыгнуть через препятствие, устроить пирушку для новых товарищей, после чего целовал руку издевавшегося над ним бакалавра, к которому на год поступал в услужение. Надо сказать, средневековые традиции несколько задержались во Франции, причем не столько в университетах, сколько в знаменитых Les Grandes Écoles (Высшие школы — самые престижные вузы страны). Bizutage даже пришлось запретить законодательно: согласно закону, принятому во Франции 17 июня 1998 года, студентам, виновным в издевательствах над новичками, грозит тюремное заключение на 6 месяцев или значительный штраф. Руководству учебных заведений предписано контролировать праздники посвящения в студенты. Проблема нашла отражение даже в художественной литературе — в 2005 году вышла книга Соленн Коллете с говорящим названием «Я мертва и ничего не изучаю», рассказывающая о пагубном влиянии bizutage на первокурсников. Во Франции создан Le Comite Nationale contre le Bizutage (Национальный комитет против бизутажа).
Тем не менее во французской прессе до сих пор встречаются сообщения о случаях особо усердных «посвящений» в европейских университетах. В Инженерной школе Анже (Франция) первокурсникам прижигали руки ложкой. В Ветеринарной школе Льежа (Бельгия) французский студент впал в кому после насильственного вливания ледяной воды. В некоторых учебных заведениях воду заменяют пивом. В ответ на требование французской политической деятельницы Сеголен Руаяль законодательно запретить bizutage (в Бельгии нет соответствующего закона) ректор Университета Льежа Бернар Рентьер заявил, что подобные традиции лучше не запрещать, а контролировать.
Интересно, что мнение бельгийского ректора полностью разделяли советские политики. В рамках проекта РФФИ и французского фонда «Дом наук о человеке» по изучению традиций университетских городов Бордо, Монпелье, Томска и Новосибирска франко-сибирская команда исследует зарождение и развитие университетских традиций. Приятно отметить, что в российских университетах, видимо, в силу их относительной молодости, практика «студенческой дедовщины» не зафиксирована. Сегодня в Интернете мелькают редкие упоминания о поедании жуков биологами-первокурсниками на Алтае или скандале с раздеванием на посвящении в КемГУ, но, как правило, руководство вузов удерживает своих студентов в рамках приличия.
— В советское время умные ректоры умели направить энергию молодежи в созидательное русло, — комментирует доцент Новосибирского государственного университета (НГУ), кандидат исторических наук Рената Оплаканская. — Так, среди университетских традиций 1960-х можно выделить гражданско-активистские. Их формирование пришлось на период оттепели, и значительное влияние на это оказал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Креативные инициативы студенческой молодежи находили поддержку администрации вузов, партийных органов и городских властей, благодаря чему идеологизированные по содержанию мероприятия становились яркими событиями в жизни города. Достаточно вспомнить маевки в Томском государственном университете или Интернедели в НГУ. Профессор А.Г.Борзенков в монографии «Молодежь и политика» приводит характерный пример: в 1980-м фестиваль политической песни в небольшом якутском городе Мирный был организован фактически одним человеком — выпускником НГУ и участником подобного фестиваля в Академгородке Александром Боткуновым.
В наши дни появились новые формы поддержания традиций — происходит своеобразная карнавализация мероприятий. Это делает их более запоминающимися для жителей и гостей города, хотя и требуют значительных финансовых затрат и дополнительных усилий для обеспечения безопасности. Администрация вузов и власти города идут на такие затраты. Можно упомянуть театрализованные шествия студентов в Томске, которые стали проводить с 2003 года.
Другая интересная томская традиция, которую руководство вуза предпочло возглавить, а не запретить, — выкидывание в День радио (5 мая) старой аппаратуры из окон Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Если в 90-е годы 5 мая было опасно проходить мимо корпусов и общежитий этого вуза, то сегодня действо локализовано в одном здании, подходы перегорожены, веселье носит «умеренно разрушительный» характер.
Похоже, подобную тактику начинают осваивать и французские власти. По словам руководителя проекта со стороны Франции профессора Доминика Кроза (Университет Монпелье III), муниципалитет Монпелье активно возрождает студенческие ассоциации и проводит карнавалы, а власти Бордо организуют День возвращения в университет, вынося праздник на улицы города.
Но сравнение редко бывает в пользу одной из сторон: если для нас даже в отсутствие bizutage кое-какие неудобные факты было свойственно замалчивать, по традиции опять же советских времен, то французские социологии весь имеющийся негатив всегда тщательно изучали. О роли таких обычаев, как bizutage, в инициации студентов писал еще классик этой науки Пьер Бурдье. Недавнее сравнительное исследование Бенжамена Массе посвящено «манере пития» студентов разных Les Grandes Écoles, а тот же Доминик Кроза описал «Меры регулирования ночной жизни в университетских городах как источник конфликта». Профессор Кроза изучил Монпелье и Болонью на предмет ночных студенческих увеселений, а в этом году исследование распространится на сибирские города — команда социологов под руководством доктора социологических наук Ирины Скалабан (Новосибирский государственный технический университет) попытается разобраться, дают ли томские и новосибирские студенты поводы для недовольства местных жителей своей «манерой пития».

Ольга КОЛЕСОВА

Фото с сайта funnymom.ru

Нет комментариев