Как провести международную научную конференцию в условиях пандемии

История мультиконференции «Биоинформатика и системная биология» (BGRS\SB) началась в 1998 году. В стране разгорался очередной финансовый кризис, ученые массово искали работу за границей, научные институты сдавали свои площади в аренду. И в это же время Институт цитологии и генетики организовал и провел первую международную конференцию «Bioinformatics of Genome Regulation and Structure» («Биоинформатика геномной регуляции и структуры»). Ее организаторы верили, что любые тяжелые периоды для науки когда-нибудь заканчиваются и надо думать о будущем. И связывали большие надежды с развитием биоинформатики. 

Их расчет оправдался: «геномная революция» (когда ученые научились секвенировать гены и стали работать с большими массивами информации, т.н. big data) дала мощный импульс развитию этой молодой научной дисциплины. С годами стала расти поддержка науки со стороны государства. Эти позитивные тенденции отразились и на BGRS\SB, ее программа и география участников значительно расширились, что позволяет ей сегодня с полным правом называться мультиконференцией.

Наступил 2020 год, охваченные пандемией COVID-19 страны спешно закрывали границы и ограничивали въезд иностранным гражданам. Это неизбежно сказалось и на международном научном сотрудничестве – почти все конференции, симпозиумы и другие подобные мероприятия, запланированные на весну и лето, отменялись или переносились на неопределенный срок. Встал вопрос и о судьбе XII Международной мультиконференции «Биоинформатика и системная биология» (BGRS/SB-2020). Выход был найден – мероприятие решили провести в онлайн-режиме.

«Когда мы принимали решение все-таки провести BGRS/SB-2020 в назначенные сроки, мы исходили из двух соображений. Во-первых, для нас это было определенным вызовом: за прошедшие десятилетия конференция стала важной частью научной жизни ИЦиГ, мы проводили ее даже во времена хронического недофинансирования науки и не были готовы так просто отказаться от нее. С другой стороны, переход к работе в онлайн-режиме становится общемировым трендом на протяжении последних лет, пандемия просто ускорила этот процесс. Ученые тоже не смогут остаться вне его рамок. И мы увидели хорошую возможность поэкспериментировать с новым форматом работы, посмотреть, насколько это возможно, заменить реальное общение виртуальным», — сказал директор ФИЦ ИЦиГ СО РАН, член-корр. РАН Алексей Кочетов.

На первый взгляд может показаться, что подготовка онлайн-конференции намного проще, чем традиционной: отпадает необходимость поиска больших аудиторий, управления потоками людей в них, отсутствуют проблемы размещения гостей конференции, организации их питания, культурно-досуговая часть. 

Но вместо этих, уже привычных для организаторов задач, встало немало новых, для которых нужно искать свои оптимальные решения. Конференция, чья программа состоит из десятка секций и симпозиумов – на порядок сложнее рядового вебинара, который можно провести по Скайпу. С технической стороны, самым сложным было – выбрать платформу и инструменты для проведения трансляций. При всем изобилии решений на рынке, опыта использования для такого масштабного мероприятия на таких платформах не было, и гарантировать результат было архисложно. В итоге, было протестировано (на собраниях групп, вебинарах и публичных лекциях) более 13 платформ ВКС различных производителей, пока не сформировался оптимальный с точки зрения оргкомитета набор инструментов.

Техническими вопросами круг задач, конечно, не исчерпывался. Как отмечают сами организаторы, сложно было сформулировать само понимание, как реализовать в новом формате стандартно высокий уровень проведения конференции, который совершенствовался много лет.

«Было разработано два формата конференции. Некоторые очень важные и достойные лекции, которые читали самые крупные специалисты, мы давали слушать всем. На эти лекции собиралось по нескольку тысяч слушателей. Одновременно была реализована схема параллельного проведения тематических симпозиумов и секций. Были созданы виртуальные конференц-залы, каждый со своей научной программой.  В результате, мы одновременно – параллельно — проводили сразу несколько симпозиумов или секций. Одни завершались, начинались другие. И любой участник мог свободно перейти из одного виртуального зала в другой. В формате очной конференции это сделать сложнее, т.к. не удобно заходить в аудиторию во время доклада. А тут можно было параллельно следить за основным докладом и смотреть другие секции», — отметил председатель конференции BGRS/SB-2020, академик РАН Николай Колчанов.

Новый формат работы конференции с первых часов показал ее важную особенность с точки зрения организации. На очной конференции основной организационный процесс проходит до ее начала, а дальше всё уже идет своим чередом, участники приехали, разместились, прошли регистрацию, разошлись по аудиториям делать и слушать доклады. В онлайн-формате мероприятия самой конференции – не менее сложный этап для организаторов, каждая минута эфира — это результат отлаженной работы целой команды, постоянное появление нестандартных задач, для которых пока нет заранее проработанных и готовых решений. А в случае с BGRS/SB-2020 – речь шла не об одном, а о четырех параллельно идущих потоках трансляций. 

И все же, «первый блин» не вышел «комом», в этой оценке сходятся как организаторы, так и участники (в итоге, в работе конференции приняло участие более 700 ученых из 28 стран). 

«Пандемия сильно ограничила возможности научной коммуникации, насколько я знаю, в этом году пока состоялось только две крупных международных конференции, где рассматривались вопросы системной биологии, одна из них – наша. И поскольку, долгое время не было уверенности, что ее удастся провести в срок, часть возможных участников заранее отказались от участия, не желая рисковать своими планами. Но, несмотря на это, нам удалось не просто провести секцию, но и обеспечить достаточно представительный состав ее участников. Конечно, многие сетовали, что им не хватает привычного для таких мероприятий неформального общения с другими участниками вне рамок официальных мероприятий. Но отмечали и плюсы, которые дают современные технологии коммуникации. Например, общение в чате позволяло задать больше вопросов докладчику и продолжать обсуждение каких-то деталей параллельно с другим докладом, никому не мешая. Это действительно удобная функция, которую стоит использовать и когда обстановка позволит проводить конференции в более привычном оффлайн-формате», — сказал  сопредседатель секции «Системная вычислительная биология» BGRS/SB-2020, ведущий научный сотрудник отделения «Курчатовский геномный центр ИЦиГ СО РАН», к.б.н. Сергей Лашин.

«Как участникам и партнерам для нас было очень важным поддержать трансформацию формата BGRS/SB-2020 в условиях пандемии и внести свой содержательный вклад в научную повестку конференции, которая является одной из самых авторитетных и интересных международных площадок, развивающих очень важное для нас междисциплинарное направление науки – системную биологию. ФМИ ведет серьезную научную работу по разработке и совершенствованию инновационных бездымных продуктов с пониженным риском, и в своих исследованиях применяет принципы системной биологии и токсикологии. Мы надеемся, что возможность поделиться с международным научным сообществом результатами своих исследований на площадке BGRS/SB-2020, усилит научный интерес к системной токсикологии, достижения которой несомненно будут иметь важные благоприятные последствия для общественного здравоохранения во всем мире», — рассказал спикер секции «Микробиом человека: оркестр, который лучше слушать» BGRS/SB-2020, руководитель департамента биомаркеров и биосенсоров Центра исследований и разработок «Филип Моррис Интернэшнл» (г. Невшатель, Швейцария), доктор Николай Иванов.

Как это обычно бывает, по итогам конференции, обозначился и ряд «подводных камней», которые необходимо учитывать при проведении подобного рода мероприятий. Например, крайне важно подобрать удобное время в программе для докладчиков из разных частей нашей планеты. Причем, чем шире «география» участников, тем сложнее становится эта задача. Другая сложная задача – организация постерной части мероприятия. На очной конференции всё просто, выделяется время в программе, на специальной площадке размещают много стендов. Участники секции могут рассказать о своей работе, посмотреть другие, задать вопросы, получить тут же ответы. В онлайн-формате эту ситуацию не воспроизвести. Решением стало создание на сайте раздела, где разместили все постеры, сами тексты тезисов, а также попросили участников сделать к постеру небольшую презентацию или записать видеоролик. Сам раздел снабдили функцией комментирования, функциями поиска по авторам, ключевым словам, сортировки по самым популярным и комментируемым тезисам. То, что этот подход сработал, подтвердила активность участников: было прислано много презентаций, а за дни конференции раздел сайта с постерами набрал более 3000 просмотров и 220 комментариев.

Да, конечно, никакие технические и организационные решения не смогли восполнить живое общение между учеными, которое является важнейшей составляющей традиционной научной конференции. Но в ИЦИГ считают, что полученный в ходе проведения BGRS/SB-2020, опыт пригодится в любом случае. Даже, если в последующие годы международная обстановка будет более благоприятной для очных контактов между учеными, тренд на развитие дистанционной работы и виртуальных коммуникаций никуда не денется. Поэтому актуальной становится гибридная форма проведения научных конференций, программа которых включает как оффлайн-мероприятия, так и применение онлайн-технологий. Второе позволит значительно расширить аудиторию слушателей, привлечь дополнительных докладчиков из числа тех, кто по каким-то причинам не смог приехать на место проведения конференции, создать дополнительные возможности для обсуждения вопросов программы (в специальных чатах и т.п.). Мир стремительно меняется и вполне естественно, что научное сообщество адаптируется к этим изменениям, превращая их из помех в новые возможности. 

Георгий Батухтин

Нет комментариев