Поиск - новости науки и техники

Россияне определили необходимый минимум научных знаний

17.02.20

Любой образованный человек должен иметь в голове определенную картину мира. Но вот из чего она должна складываться? Ответ на этот вопрос попыталась выяснить просветительская программа “Всенаука”. В масштабном опросе приняли участие более 500 экспертов и 40 тысяч интернет-пользователей.

Всем им предложили оценить 148 самых разных научных тем по 10-балльной шкале. Итоги голосования были озвучены на “Всенаучном форуме”, который прошёл 16 февраля в Москве. Выяснилось, что больше всего россиян интересуют вопросы, связанные с человеческим мозгом, сознанием, интеллектом. Кроме того, в топ-33 вошли такие темы, как “Наука”, «Вселенная», «Мораль», «Жизнь и смерть», «Общение», «Гены», «Квантовый мир», «Логика и рациональность», «Культура», «Физиология человека».

«Сегодня существуют большие вызовы по отношению к человечеству: климат, международные отношения, лекарства… Ответы на такие вызовы помогает найти наука, поэтому так важны те темы, которые здесь сегодня звучат», — отметил  помощник президента РФ Андрей Фурсенко.

“Всенаучный форум” получился очень представительным. В нём приняли участие вице-президент РАН Алексей Хохлов, кристаллограф Артём Оганов, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, генеральный директор «Яндекс» в России Елена Бунина, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко и другие.

На основе полученного рейтинга организаторы отберут лучшие научно-популярные книги и статьи по каждой из ключевых тем. Все они попадут в общую базу, доступ к которой будет бесплатным.

Вот полный перечень этих тем:

Топ-33 наиболее важных тем современной науки

1 место: МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ: «Что такое мысль? Как наш мозг принимает решения? Неосознаваемые процессы. Что такое сознание? Интерпретатор. Может ли сознание влиять на бессознательную работу мозга? Как устроена память? Как на неё влияет возраст и образ жизни»?

2 место: НАУКА«Чем научное мышление отличается от ненаучного? Критическая проверка гипотез. Как организовать корректный эксперимент? Научные парадигмы. Как устроена современная наука? Как распознать лженауку? Наиболее распространённые лженаучные идеи и их опровержение».

3 место: МОЗГ И НЕРВНАЯ СИСТЕМА: «Из чего состоит мозг? Отделы мозга и ансамбли нейронов. Коннектом. Как мозг анализирует информацию и управляет организмом? Нейроинтерфейсы и искусственные органы – станут ли люди киборгами»?

4 место: ИНТЕЛЛЕКТ: «Что такое интеллект? Как его измеряют? Социальный, эмоциональный и другие виды интеллекта? Интеллект у животных. Что такое искусственный интеллект? Как и где он работает? Могут ли у него быть собственные интересы»?

5 место: ПОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: «Что происходит в мозге, когда человек учится? Условные рефлексы. Как происходит накопление знаний и навыков? Чему нужно учить детей в разных возрастах? Непрерывное образование. Педагогические технологии. Как меняется образование в цифровом обществе»?

6 место: ЛОГИКА И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: «Зачем нужна логика в науке и в обычной жизни? Доказательства и опровержения. Логические законы и парадоксы. Что значит мыслить рационально? Когнитивные искажения – как их избежать? Как нерациональное мышление влияет на экономику»?

7 место: ФУНДАМЕНТ ФИЗИКИ: «Основные физические законы и принципы. Как они связаны с понятием симметрии? Фундаментальные константы – почему они именно такие? Антропный принцип. Зависит ли мир от наблюдателя»?

8 место: ВСЕЛЕННАЯ«Как возникла и развивалась Вселенная? Большой взрыв и инфляция Вселенной. Разбегание галактик. Каковы размеры Вселенной? Как эволюционируют звёзды? Чёрные дыры, сверхновые квазары и другие необычные объекты».

9 место: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: “Что такое жизнь? Где проходит граница между жизнью и смертью? Когда и как появилась жизнь на Земле? Можно ли зародить жизнь в лаборатории? Почему и как происходит старение? Насколько можно продлить жизнь? Возможно ли бессмертие”?

10 место: ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ: «Как трактует эволюционную теорию современная наука? Естественный отбор и генетика. Почему возникает эффект «высшего замысла»? Как теория эволюции работает за пределами биологии»?

11 место: ГЕНЫ: «Что такое гены? ДНК и хромосомы. Геном. Как гены передаются и как проявляются? Когда они работают и когда молчат? Что в человеке определяется генами, а что – средой? Прикладная генетика».

12 место: ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: «Как работает кровеносная, пищеварительная, выделительная и другие системы жизнеобеспечения? Как и зачем мы спим? Как устроена иммунная система? Как она обучается и от чего может разладиться? Физиологические расстройства».

13 место: ИНФОРМАЦИЯ: «Что такое информация? Как понятие информации связано с фундаментальными понятиями физики? Как передается и перерабатывается информация? Большие данные. Будущее информатики».

14 место: ПСИХИКА: «Что такое психика? Ощущения, чувства, эмоции и другие психические процессы. Где грань между нормой и патологией? Психические расстройства. Стресс. Как влияет психика на физическое состояние и наоборот»?

15 место: ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ: «Важнейшие изобретения и открытия – что они дали человечеству? Куда идёт научный и технологический прогресс? Выгоды и риски. Как люди совершают изобретения? Внедрение инноваций. Зачем нужна защита изобретений»?

16 место: МАТЕРИЯ«Как понимает материю современная физика? В каких состояниях бывает вещество? Как оно связано с энергией? Темная материя и другие формы материи неясной природы. Что может быть “элементарнее” элементарных частиц и “фундаментальнее” фундаментальных взаимодействий? Появится ли “теория всего”?»

17 место: ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: «Как обезьяна превратилась в человека? Этапы большого пути. В каких отношениях состоял homo sapiens с другими видами людей? Чем человек отличается от других животных? Эволюционирует ли человек сейчас?»

18 место: МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ«Как развивалась медицина? Её последние достижения. Что будет дальше? Персонализированная медицина. Лекарства – как их создают, тестируют и контролируют качество? Рак, ВИЧ,  малярия, другие смертельные болезни – чем они вызваны? Можно ли их победить»?

19 место: ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО: «Как современная наука понимает время и пространство? Единство пространства и времени. Почему время течёт в одну сторону? Как восприятие деформирует пространство и время? Психологическое и биологическое время. Почему время – деньги? Как мы измеряем время?

20 место: ХИМИЯ ЖИЗНИ: «Из чего состоят и как устроены молекулы жизни – ДНК, РНК, белок? Как они помогают синтезировать друг друга? Какие функции они выполняют в живых организмах? Основные метаболические процессы».

21 место: БИОТЕХНОЛОГИИ: «Где применяются и что дают биотехнологии? Редактирование генома. ГМО – так ли это страшно? Что может синтетическая биология? Прогресс биотехнологий и новые этические проблемы».

22 место: ОРГАНИЗМ: «Как устроена клетка – мельчайший живой организм? Как функционируют многоклеточные организмы? Основные ткани и органы. Как происходит сборка организма из миллиардов клеток? Где закодирован план сборки и кто его реализует»?

23 место: КВАНТОВЫЙ МИР: “Странности микромира. Как их объясняет квантовая механика? В чем смысл принципа неопределённости? Что такое фундаментальные частицы? Глюоны, фотоны и другие переносчики базовых взаимодействий. Стандартная модель”.

24 место: ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ: “Почему человека называют социальным животным? Социальные инстинкты. Социальные институты – как они влияют на поведение людей? Как возникает власть? Как устроена политическая власть? Какие бывают идеологии? Что их роднит с религиями”?

25 место: ДОСЯГАЕМЫЙ КОСМОС: «Где проходят границы солнечной системы? Относительные размеры и особенности Солнца, планет и их спутников. Основные вехи освоения космоса. Как используется космос сейчас? Когда будут освоены Луна и Марс? Что дальше?»

26 место: ОБЩЕНИЕ«Как человек улавливает смыслы, понимает чувства и намерения других людей? Ошибки восприятия. Массовая коммуникация. Как общаются между собой животные и растения»?

27 место: ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ: «Теория относительности. В чём смысл специальной и общей теории относительности? Замедление времени и парадокс близнецов. Почему Е=mc2. Как гравитация искривляет пространство? Почему нельзя превысить скорость света? Или можно?»

28 место: ФУНДАМЕНТ МАТЕМАТИКИ«Откуда берутся аксиомы и основные понятия математики? Число, множество, функция. Что важно помнить из элементарной математики? Что умеет высшая математика? Где она применяется»?

29 место: КУЛЬТУРА: «Традиции, знания, технологии, нормы – что ещё входит в культуру? Мем как единица культурной информации. Язык и другие знаковые системы. Как культура формирует человека? Многообразие культур».

30 место: МОРАЛЬ: «На чём основана мораль – на рассудке или чувстве? Есть ли мораль у животных? Насколько мораль зависит от генетики и от культуры? Свобода воли. Всегда ли человек должен отвечать за свои поступки? Права человека. Откуда берётся понятие о справедливости?

31 место: АТОМ«Как устроен атом? Что удерживает протоны в ядре атома? Чем отличаются атомы разных химических элементов? Периодический закон. Ядерные реакции. Как происходит синтез тяжелых элементов в природе и на ускорителях»?

32 место: РЕШЕНИЯ: «Как человек принимает и реализует решения? Сбор информации и оценка альтернатив. Прокрастинация и сила воли. Как находят оптимальные решения в технике, политике, экономике и других областях?»

33 место: МОТИВАЦИЯ: «Как возникают мотивы нашего поведения? Иерархия потребностей. Как формируется система ценностей в человеке и в обществе? Как понимается смысл жизни в разных культурах? Самореализация, служение идеалам, стремление к счастью – что ещё наполняет жизнь смыслом?»

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2