В Томске разработали установку для обеззараживания

04.04.2020

Специалисты Томского политехнического университета создали установку на основе импульсного электронного ускорителя.

Технологию можно  применять для обеззараживания воды и воздуха, в радиационной химии — для синтеза нанопорошков, в медицине — для генерации высокоэнергетичных ионов, обеззараживания водных растворов, стоков и фармакологической продукции. В промышленности и сельском хозяйстве —  для очистки сточных вод, газов и биологических отходов.

«Сейчас мы ведем исследование по обеззараживанию семян и улучшению их сохранности.  Это направление активно развивается в Европе, однако наши коллеги работают с непрерывными ускорителями, а мы — с импульсным»,—  говорит заведующий лабораторией импульсно-пучковых, электроразрядных и плазменных технологий ТПУ Геннадий Ремнев.

Основой генератора являются высоковольтный емкостный накопитель энергии, промышленный высоковольтный коммутатор (псевдоспарк) и импульсный трансформатор. Характеристики генератора и вакуумного электронного диода позволяют формировать и выводить в атмосферу для применения пучок электронов с энергией до 500 кэВ с частотой до 40 импульсов в секунду.

Ускоритель безопасен для человека — нет угрозы образования радиации и вредных веществ. Разработчики утверждают, что установка более экологична по сравнению с традиционными источниками ионизирующего излучения на основе изотопов.

Ускорители уже закупили предприятия в Китае, Иране и Казахстане. В России интерес к ним проявили крупные компании. “Росатом” заказал ускоритель для медучреждений, позволяющий стерилизовать воздух и убивать все виды микроорганизмов. «Газпром» заинтересован в установке для очистки сточных вод.