Сила мысли. Найдена связь между варикозом и интеллектом

Варикозное расширение вен – одно из старейших заболеваний из всех, которые известны человечеству. Упоминания о нем встречаются еще в трудах Авиценны, Гиппократа, Парацельса. Этот недуг может поражать различные органы, но чаще всего — нижние конечности. По статистике, от варикоза на ногах сегодня страдает каждый десятый мужчина и каждая третья женщина в возрасте 30-40 лет.
Ученые выяснили генетические причины у этого заболевания. Впервые в мире это удалось сделать сибирским ученым. Они смогли обнаружить гены и белки, участвующие в патологическом процессе. Для этого пришлось изучить данные более 400 тысяч европейцев, взятые из открытого биобанка Великобритании. Статья опубликована в журнале PLOS Genetics.

Оказалось, что генов, связанных с варикозной болезнью — всего девять, плюс два белка. И в недалекой перспективе можно разработать лекарства, напрямую влияющие на них.

«Мы считаем, что наиболее ценная в практическом смысле составляющая нашей работы — это данные о белках, в том числе закодированных в генах, ассоциированных с варикозом. Теперь должны последовать экспериментальные работы, подтверждающие либо опровергающие роль этих белков. Если влияние белка на варикозную трансформацию будет подтверждено и удастся подобрать вещество, нацеленное на этот белок, можно ожидать интерес со стороны фармкомпаний и цикл доклинических и клинических исследований», — рассказывает кандидат биологических наук Александра Шадрина.

Что любопытно, ученые также обнаружили, что на генетическом уровне существует связь между варикозом и самыми различными характеристиками, болезнями, образом жизни человека и даже интеллектом.

«Механизмы генетической связи между признаками мы пока можем только предполагать. В случае с интеллектуальным уровнем (а для него корреляция с варикозным расширение вен обратная) теоретически может быть так: высокий интеллект позволяет человеку заниматься умственным трудом и избегать тяжелой физической работы. Однако нельзя сказать, что человек менее интеллектуален, если у него варикоз, или что если он умен, то у него не будет этого заболевания. Это усредненная закономерность, размазанная по всей изученной нами популяции, при этом достаточно слабая, хотя ее наличие не вызывает сомнений».