Вещество нейтронных звезд изучают на Земле

09.10.19

Ученые получили новые данные, которые расширяют наши представления о взаимопревращениях адронной материи и кварк-глюонной плазмы в той области, где адронная материя представляется умеренно разогретой, но сравнимой по плотности с веществом нейтронных звезд. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Physics. Группа ученых ИЯИ РАН под руководством Федора Губера работает в составе коллаборации HADES вместе с другими российскими учеными из ОИЯИ, ИТЭФ и МИФИ в Центре исследований с тяжелыми ионами (GSI) в г. Дармштадте, Германия. Ученые изучили свойства ядерной материи при сравнительно небольших энергиях столкновения ядер золота. И выяснили, что образующаяся в столкновениях локально термализованная материя (примерно втрое более плотная чем обычная ядерная) является дополнительным источником электромагнитного излучения (дилептонных пар) на фоне вкладов так называемого адронного коктейля и других известных процессов. Измерения HADES позволят теоретикам уточнить параметры существующих моделей кварк-глюонной плазмы, нейтронных звезд, и, возможно, построить новые.

Ведущий научный сотрудник ИЯИ РАН Игорь Пшеничнов, работающий в другом эксперименте по изучению ядро-ядерных столкновений, комментируя по просьбе «Поиска» результаты исследования, отметил, что подобные измерения выполнялись ранее и другими группами, но именно HADES смог убедительно выделить умеренную тепловую электромагнитную компоненту в разогретой плотной материи при умеренных энергиях ядро-ядерных столкновений. Переходя на доступный для далекого от физики человека язык, он объяснил достижения HADES:

«Если сравнить электромагнитное излучение с акустическими волнами, то можно представить себе, что во время репетиции оркестра кто-то из музыкантов включил электрический чайник, а какой-то искушенный слушатель в зале, подобно HADES, смог услышать шипение закипающей воды.»

The HADES detector in Darmstadt, Germany. Photo: Jan Michael Hosan