Во рту бурых медведей обнаружили эффективный антибиотик

30.04.2020

Ученые из Института биоорганической химии РАН установили лечебные свойства природного аналога антибиотика амикумацина, который обнаружили в ротовой полости сибирского бурого медведя. И теперь у них есть идея как запустить лекарство в массовое производство. Работа исследователей опубликована в журнале Antibiotics.

Амикумацин открыли еще четыре десятилетия назад, но принцип и область действия антибиотика оставались неизвестными. Однако несколько лет назад обнаружили природный источник амикумацина — бактерия Bacillus pumilus, которая обитает во рту медведей. Открытие возобновило интерес к этому антибиотику. Ученые использовали недавно изобретенный ими метод глубокого функционального профилирования, чтобы выделить наиболее эффективные штаммы Bacillus pumilus и определить спектр действия амикумацина.

«Суть метода заключается в изоляции индивидуальных бактерий в микрокаплях и их анализе на уровне единичных клеток. В отличие от стандартных методов эта технология обладает уникально высокой производительностью, что позволяет выявлять даже очень редких представителей природного или искусственного биоразнообразия. Таким образом, мы можем легко находить уникальные бактерии микробиома, обладающие антибиотической активностью по отношению к патогенам», — объясняет участник проекта по гранту РНФ Станислав Терехов, кандидат химических наук, научный сотрудник ИБХ РАН.

“Медвежий антибиотик” эффективен против бактерий хеликобактер пилори, вызывающих язву желудка и гастрит, а также золотистого стафилококка, который приводит к огромному числу заболеваний, от кожных инфекций до пневмонии, менингита и остеомиелита.

Тем не менее, у амикумацина есть и слабые стороны. Он повреждает клетки тканей из-за чего его трудно использовать при терапии бактериальных заболеваний. Также антибиотик не пригоден для длительного лечения из-за особенности своего строения. Но стоит отметить, что ученые работали природным видом антибиотика, а значит, его недостатки можно будет исправить при дальнейшем изучении.

«Очевидно, что молекула амикумацина, созданная природой, не имеет набора свойств, характерных для полусинтетических антибиотиков и цитостатических лекарственных препаратов, существующих на рынке. В то же время его структура является стартовой площадкой для создания стабильных аналогов амикумацина, направленных на уничтожение бактерий или клеток человека, позволяя перенаправить его высокий потенциал на получение новых антимикробных и противораковых препаратов», — заключает Станислав Терехов.