Ученые заметили, что черная дыра предпочитает трехразовое «питание» (видео)

13.09.2019

Астрономы проанализировали загадочные вспышки в центре галактики GSN 069, которые наблюдали начиная с 2018 года при помощи телескопов Chandra и XMM-Newton. По мнению ученых, на расстоянии примерно 250 млн световых лет вспыхивает и гаснет сверхмассивная черная дыра (СмЧД) весом в 400 Солнц. Каждые 9 часов объект поглощает порцию материи — примерно такую, как 4 Луны. В это время заметно усиливается рентгеновское излучение от газового диска вокруг нее, а также температура самого газа.

Специалисты впервые видят такую интенсивность: обычно, чем черная дыра больше, тем медленнее колебание ее яркости. Объекты такого размера должны вспыхивать раз в несколько месяцев или даже лет — вместо того чтобы делать это каждые 9 часов. Исследователи предположили: то, что они наблюдают — это звезда, которую не спеша три раза в сутки «поедает» черная дыра, предварительно «разорвав» на «куски».

Есть мнение, что вредно пропускать прием пищи. По-видимому, СмЧД в центре галактики за миллионы световых лет тоже в курсе, — иронизируют cпециалисты NASA. И добавляют: — Такое поведение настолько беспрецедентно, что нам пришлось придумать новое выражение для его описания: «квазипериодические рентгеновские вспышки».