Заряженные камни. Обнаружен аналог фотосинтеза в неживой природе

Ученые обнаружили возникновение электрического тока в неорганических системах, что напоминает первые этапы усваивания энергии Солнца бактериями и растениями в процессе фотосинтеза. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Процесс удалось обнаружить эффект в различных системах, таких как образующиеся на поверхности камней в сухом и жарком климате минеральные корки, а также в частицах нескольких видов почв. Ученые измерили фототок в образцах камней из пустыни: оказалось, что в богатых железом и марганцем минералах электроны приходят в движение под действием света на поверхности, но этого не наблюдается в толще материала. Измеренные параметры электрических токов оставались стабильными при постоянном освещении, но быстро реагировали на его изменение.

Электронная микроскопия и рентгеновская спектроскопия позволили выяснить состав веществ, в которых возникал обнаруженный феномен. Оказалось, что они в основном состоят из смешанных оксид-гидроксидов железа и марганца с полупроводниковыми свойствами. Содержание марганца оказалось особенно высоким по сравнению с нижележащим веществом.

Теперь исследователям предстоит выяснить как открытый феномен влияет на геологические процессы.