Зуб мудрости. ДНК из молочного зуба помогла понять, как заселялась Арктика

6.06.19

Международная команда ученых с участием российских исследователей впервые изучила ДНК древнего населения Восточно-Сибирской Арктики и установила, как люди расселялись в этой области 30 тысяч лет назад. Это открытие позволит восстановить процессы заселения человеком не только Северной Евразии, но и Америки. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Раскопки на Янской стоянке – древнейшем отпечатке пребывания человека в Арктике. Источник: Елена Павлова.

В 2001 году в нижнем течении реки Яны, в арктической Восточной Сибири, российские ученые нашли Янскую стоянку – древнейший след пребывания человека в Арктике, уникальный объект мирового культурного наследия, единственный в своем роде. Благодаря этому открытию летопись пребывания человека в Арктике увеличилась более чем вдвое – до 32–31 тысячи лет назад. С момента открытия памятник изучает Яно-Индигирская экспедиция ИИМК РАН под руководством Владимира Питулько.

Зубы древнего человека, найденные на Янской стоянке. Источник: Елена Павлова/Sikora et al // Nature

В результате работ на Янской стоянке ученые нашли три молочных зуба, два из них содержали ДНК древнего человека. Никаких других людских костных остатков обнаружено не было. Очевидно, зубы были утрачены в результате естественного процесса их смены на постоянные. Находки сохранились настолько хорошо, что это позволило группе ученых под руководством профессора Центра геогенетики Музея естественной истории Университета Копенгагена (Дания) Эске Виллерслев (Eske Willerslev) «прочитать» (секвенировать) ядерный геном древнего человека. Это ДНК всех хромосом, находящихся в ядре и содержащих основную генетическую информацию о человеке. Таким образом, впервые удалось установить, кем были люди Янской стоянки.

Фрагмент черепа человека, найденного на обнажении Дуванный Яр в низовьях реки Колымы и датированного 9,8 тыс. лет. Источник: Елена Павлова.

Второй важнейший элемент исследования – образцы ДНК из крупного фрагмента черепа человека, найденного на обнажении Дуванный Яр в низовьях реки Колымы и датированного 9,8 тысячами лет. Исследователи «прочитали» еще 31 геном из находок, происходящих из разных районов Восточной Сибири и охвативших промежуток от рубежа голоцена (около 11,7 тысяч лет назад) до средневековья.
В результате исследователи установили, что на территории Восточной Сибири за последние 30 тысяч лет произошло не менее трех крупных миграционных событий, с полным или почти полным замещением предшествующего населения новоприбывшими, причем во всех случаях приток нового населения происходил в генеральном направлении юг-север.

Ученые полагают, что генетический облик древних жителей северной Сибири был в известной степени мозаичным, это были группы родственного населения, освоившего обширные пространства Северной Евразии и Америки. Можно сказать, что в данном случае это население играет роль «недостающего звена» для понимания генетики происхождения коренного населения Америки.

«Группа носителей генома древнего палеосибирского населения – это население, наиболее близкое к группам коренных американцев. Это первая находка такого рода за пределами США, столь генетически близкая к американским, по сути, недостающее звено в генетической истории коренного населения Америки. В то же время в геноме обеих популяций есть значительный вклад древнего населения Севера Сибири, то есть Янских людей, в качестве унаследованной черты, приобретенной приблизительно в одно и то же время, около 20 тысяч лет назад в эпоху последнего ледникового максимума», – объясняет старший научный сотрудник отдела палеолита Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Владимир Питулько.