Опозданием наказаны? Пора прояснить ситуацию с программами Президиума РАН

Закончился первый квартал года, а судьба программ Президиума Российской академии наук (сегодня они именуются программами фундаментальных исследований по приоритетным направлениям, определяемым Президиумом РАН) все еще остается неизвестной.
Напомним, программы были приняты на трехлетний период (2018-2020 годы). Однако проведенный РАН в прошлом году анализ работы академических институтов по госзаданиям показал, что именно к отчетам по темам, выполнявшимся в рамках программ, много претензий: мелкотемье, низкая эффективность. Это дало повод ФАНО, а потом и новому Минобрнауки, когда к нему перешли функции учредителя институтов РАН, поставить вопрос о пересмотре подходов к формированию этой части госзадания.
Выступая на осенней сессии Общего собрании РАН в 2017 году, тогдашний вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал, что при принятии поправок в закон о бюджете 2018 года он постарается добиться увеличения финансирования с примерно 1,7 млрд рублей до прежнего уровня (4,5 млрд), если Академия наук возьмет на себя обязательства переформатировать программы, укрупнив их и организовав работу по тем направлениям, в которых российские ученые могут в ближайшее время выйти на мировой уровень.
Как известно, А.Дворкович вскоре перестал быть вице-премьером. Однако шансы на то, что правительство выполнит свои обещания, еще оставались: курирующая науку Татьяна Голикова, выступая на заседание Президиума РАН, обнадежила ученых, сообщив, что вопрос о программах прорабатывается и академии нужно только подготовить правильное финансовое обоснование.
Однако через некоторое время выяснилось, что средств на программы, скорее всего, не добавят. Более того, могут отобрать даже то, что есть. Чиновники вновь созданного Министерства науки и высшего образования. поставили вопрос о кардинальном переформатировании проекта, предложив оставить 15-20 крупных программ с примерно 100-миллионным финансированием по наиболее актуальным направлениям современной науки. Кроме того, было выражено пожелание, чтобы конкурс проводился не только среди академических институтов, но и среди других научных организаций.
Однако даже при выполнении этих условий министерство не обещало существенного увеличения финансирования. Поэтому после долгих переговоров Минобрнауки и РАН сошлись на том, что с запланированными в бюджете средствами на революционные преобразования замахиваться сложно. Академия наук укрупнила ряд тем, и обновленная программа была в 2018 году профинансирована. Средства в бюджете текущего года вроде бы тоже были заложены. По крайней мере, с потенциальных участников собрали заявки с приложением всех необходимых документов.
…И тишина. Первым многозначительное молчание вокруг программ нарушил «Клуб 1 июля». В опубликованном им пару недель назад обращении к Президенту РАН и министру науки и высшего образования выражена «глубокая озабоченность в связи с отсутствием финансирования программ». В самом обращении тоже видится некая недосказанность. Сначала говорится, что финансирование не открывается по непонятным причинам, а потом, что причины — в «отсутствии взаимопонимания между министерством и Президиумом РАН». Академики явно знают больше, чем говорят.
Не столько прояснила ситуацию, сколько внесло еще большую сумятицу в умы информация пресс-службы Минобрнауки, сообщившей, что министерство «займется урегулированием проблем, связанных с финансированием программ фундаментальных исследований Президиума РАН», и что в ближайшее время по этому поводу будет выпущено совместное решение РАН и Минобрнауки.
О каких проблемах речь? И как понимать слова про «ближайшее время»?
Время в этом деле — вообще самый главный фактор. Хочется верить, что финансирование программ в конце концов будет открыто. Если целевые средства в бюджет действительно заложены, их придется отдать, несмотря на упоминавшееся в обращении «Клуба 1июля» «отсутствие взаимопонимания». Но чем дольше будут длиться поиски консенсуса, тем вероятнее, что институты попадут в часто повторявшуюся в последние годы ситуацию, когда сегодня тебе дают деньги, а завтра за них уже требуют отчитаться серьезными результатами, включая статьи в ведущих научных журналах.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев