Олег Верходанов: десятая часть времени ученых уходит на бюрократию

30.12.2019

Главным разочарованием 2019 года известный ученый, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН Олег Верходанов назвал продолжающееся разрушение российской науки. По его словам, прошедший год ознаменовался целой серией тревожных событий.

«Во-первых, это принятие Закона об иностранных агентах — физических лицах. Во-вторых — постановление Минобрнауки о фактическом запрете на общение с иностранными гражданами. В-третьих — запугивания и уголовные дела против ученых и студентов: дело ФИАН, дело Егора Жукова и другие, что разрушает творческую научную среду и ограничивает свободу мнений и развития технологий, которые связаны между собой».

При этом бюрократическая нагрузка на ученых постоянно растет.

«Полная бюрократизация науки в области предоставления отчетов и планов научных исследований парализует научную деятельность в течение более чем 1/10 всего рабочего времени в году», — сетует Верходанов.

Ученый разочарован состоянием научной экспертизы в стране, при которой становятся возможной фальсификация диссертаций. Тревогу у Верходанова вызывают и попытки объединить РФФИ и РНФ под эгидой последнего.

«Это попытки разрушить независимые системы финансирования небольших научных групп — наиболее динамичных творческих коллективов, которые проводятся Российским Фондом Фундаментальных исследований», — отмечает ученый.

Следствием всего этого становится отток молодых ученых за границу, говорит Верходанов. По его словам, это уже сказывается на дальнейшем планировании исследований в России.