Реальный резерв. Профессора РАН хотят и могут быть полезными

6.12.2019

Традиционное ежегодное Общее собрание профессоров Российской академии наук на этот раз было организовано в формате конференции с академичным названием «Большие вызовы и развитие фундаментальной науки в России». Трехдневное мероприятие, в программу которого включили научные доклады, взял под финансовое крыло Российский фонд фундаментальных исследований. Его поддержка позволила оплатить участие в конференции ученых из регионов.
По мнению президента РАН Александра Сергеева, получив грант, профессора доказали, что собрание — серьезное мероприятие.
— Подавляющее большинство членов академии рассматривает вас как реальный сильный резерв, — не скупился на комплименты А.Сергеев. — Со стороны руководства РАН есть абсолютное понимание важности вашего корпуса, вашего статуса. Мы с большой надеждой смотрим на вас как на будущее, и уже вполне близкое будущее, нашей академии.
Действительно в ходе недавних выборов в ряды Академии наук влились 39 профессоров: 36 стали членами-корреспондентами РАН и три — академиками.
А.Сергеев призвал молодых коллег вместе бороться за повышение престижа РАН и за то, чтобы «наука в стране превратилась в реальную ценность, которая разделяется всем нашим обществом».
Говорящие дела
Судя по докладу, сделанному председателем Координационного совета (КС) профессоров РАН, заместителем директора Института космических исследований Александром Лутовиновым, корпус уже вносит в решение этой задачи немалый вклад. В течение отчетного года профессора по заданию отделений провели более шести тысяч экспертиз, включая оценку научных организаций. Кроме того, они реализовали и собственный экспертный проект — в короткие сроки прорецензировали около 600 заявок, поданных на соискание Премии правительства Москвы для молодых ученых. Благодаря участию профессоров Академия наук вот уже дважды выиграла конкурс на проведение экспертизы подаваемых на эту премию проектов.
Представители корпуса входят в различные советы, комиссии, экспертные группы при органах власти. Не так давно по запросу Министерства культуры и Министерства науки и высшего образования профессора делегировали своих коллег в совет по отбору документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки. Это проект А.Лутовинов охарактеризовал как исключительно важный.
Активно участвуют профессора и в разработке предложений по вопросам научной политики, в частности, по поддержке молодых исследователей. Они сформировали и передали в органы власти целый пакет мер, направленных на создание благоприятных условий для работы молодых ученых, в частности, по организации научной аспирантуры, совершенствованию грантовой деятельности, федеральных целевых программ.
Профессора внесли свою лепту и в такие проекты, как Международный год Периодической таблицы химических элементов, сотрудничество РАН и Академии наук Франции, проведение Троицкой школы повышения квалификации преподавателей физики.
Набирает обороты образовательная и просветительская работа профессорского корпуса. В этом году «Научный квартал», неформальное объединение академических институтов, находящихся на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге, при поддержке Государственного Эрмитажа провел в рамках «Ночи музеев» open air фестиваль «Химические элементы» в честь 150-летия Периодической таблицы. НИИ открыли свои двери для всех желающих, провели конкурс исследовательских работ старшеклассников, познакомили посетителей с оснащением современных лабораторий. В рамках Всероссийского фестиваля NAUKA 0+ профессора по просьбе Департамента образования Москвы прочитали 50 лекций для школьников.
Еще 150 лекций ученые проведут в декабре в 70 базовых школах Академии наук, находящихся в 25 регионах страны. Финансирование этой части своего совместного с Министерством просвещения «школьного» проекта взяла на себя РАН.
Важным событием отчетного года председатель КС назвал опрос к шестилетию реформы РАН. Профессора выступили в числе инициаторов мероприятия и ответили на более широкий круг вопросов, чем остальные участники. Большинство членов корпуса отметило ухудшение в последние годы ситуации в российской науке. Ответы показали: даже активно работающие ученые не понимают долгосрочные цели реформ и принципов расстановки приоритетов научно-технической политики, не имеют возможности влиять на систему управления наукой. При этом многие профессора выразили уверенность: если академия на деле станет флагманом науки, она сможет изменить положение к лучшему.
— Профессора верят в академию! — подчеркнул А.Лутовинов.
Страсти по статусу
Несмотря на удовлетворенность профессорского корпуса своей работой и ее высокую оценку со стороны руководства РАН, настроение у участников форума было заметно менее оптимистичным, чем в предыдущие годы. Выступавшие не скрывали: их обижает, что за четыре года добросовестной работы сообщество так и не дождалось официального статуса. Ни в уставе Академии наук, ни в законе о РАН (253-ФЗ) до сих пор не появилось упоминание о профессорах РАН.
Как сообщил А.Лутовинов, более года назад профессора обратились в РАН с официальной просьбой закрепить их статус в уставе академии. Договорились о простом упоминании сообщества в основном документе РАН. Однако этот вопрос так и не был включен в повестку состоявшихся с тех пор общих собраний. Такое отношение уже начинает негативно сказываться на настроении профессоров, заявил астрофизик Юрий Ковалев.
При этом главный руководящий орган РАН принял, а правительство утвердило поправки в устав, легитимизировавшие звание «почетный профессор РАН» для «выдающихся деятелей мировой культуры, государственных и общественных деятелей».
— Они, видимо, важнее, чем профессора РАН, — с горечью заметил А.Лутовинов.
Недавно при поддержке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ профессора подготовили проект постановления правительства о внесении в устав РАН оговоренных поправок. Однако Уставная комиссия академии приняла решение отрегулировать вопрос статуса с помощью 253-ФЗ.
— Нас направили по длинному пути, внесение изменений в закон — очень непростая задача, — подчеркнул председатель КС.
Он сообщил, что подготовлен проект обращения к главе академии от Общего собрания профессоров, в котором заявлено о необходимости скорейшего закрепления статуса в уставе академии. «Затягивание решения о введении научного звания «профессор РАН» рассматривается сообществом как проявление пренебрежения к нему и ставит под угрозу дальнейшую деятельность профессоров в рамках академических активностей», — говорится в этом документе.
Недостаточно просто проголосовать на Общем собрании — решение об изменении устава принимает правительство, а «там практически ничего не удается согласовать», ответил на упреки А.Сергеев. По его словам, РАН «отчаялась идти по такому пути», и поэтому будет пробовать внести изменения в закон. Тем более что поправок в него накопилось немало: кроме статуса профессоров на повестке дня стоит вопрос о расширении видов деятельности академии. Глава РАН напомнил, что законопроект о поправках могут инициировать разные инстанции: депутаты Госдумы, правительство, президент страны. Последний, как сообщил А.Сергеев, «предложения по профессорам, в принципе, поддержал».


— Мы понимаем, что деятельность по легитимизации профессорского звания сопряжена с огромными сложностями, — откликнулся заместитель директора НИИ пульмонологии Федерального медико-биологического агентства России Кирилл Зыков. — Но иногда необходимо выполнять действия, обреченные на провал. Это важно с моральной точки зрения. Осознание того, что Уставная комиссия с нами, Общее собрание с нами, помогло бы поднять боевой дух профессорского сообщества.
Требуется мужество
Профессоров, конечно, волнует не только вопрос статуса. Наиболее актуальные темы они обсудили в ходе дискуссии с президентом РАН А.Сергеевым и вице-президентом Алексеем Хохловым.
Астрофизик Максим Литвак посетовал, что «во взаимодействии между профессорским корпусом и Академией наук по вопросам экспертизы наблюдается некий вакуум». Он предложил использовать профессоров не только как «разовых» экспертов. По мнению ученого, наиболее активных и компетентных стоит привлекать к работе в экспертных советах РАН.
Руководство РАН также озабочено постановкой экспертной и аналитической работы, заявил в ответ А.Сергеев. Несмотря на то что экспертные функции, согласно уставу, теперь являются для академии едва ли не главными, некоторые отделения и их научные и экспертные советы в этих направлениях явно не дорабатывают.
Есть отделения, где с профессорами налажено эффективное сотрудничество, справедливости ради заметил А.Хохлов. Руководители РАН пообещали продолжить «советизацию», о которой говорилось в их предвыборной программе.
Директор Института высокомолекулярных соединений РАН Сергей Люлин поставил вопрос о будущем академических институтов, руководство которых склоняют к участию в процессе реструктуризации.
— Складывается ощущение, что следующим этапом станет присоединение исследовательских институтов к вузам. Как к этому отнесутся в РАН? — поинтересовался профессор.
А.Сергеев заявил, что, по его мнению, «надо дать ученым отдышаться» от реформ, «остановиться и посмотреть на результат, что сделано хорошо, а что — плохо». Часто говорится, что для развития бизнеса необходима хотя бы временная стабильность, а вот по отношению к науке такого понимания почему-то нет, отметил глава РАН. При этом он подчеркнул, что многое в этом вопросе зависит от самих организаций и отделений. Некоторые сначала заявляют громкие протесты против слияния, а потом его согласуют: дескать, на Ученый совет надавили.
— Проявите мужество, скажите «нет», — призвал А.Сергеев коллег. — Без решения ученых советов институтов ни о какой реструктуризации не может быть и речи.
Профессор Роман Мещеряков из Института проблем управления РАН поинтересовался, чего в академии ждут от профессоров сегодня и в отдаленной перспективе? Ровно того же, чего от всех членов РАН, — широкого профессионального взгляда на состояние исследований в областях своей компетенции, ответил президент академии. И пояснил: академическое сообщество должно участвовать в проведении «научной инвентаризации», которая позволит разобраться, насколько эффективно тратятся средства на исследования. Такую задачу перед академией поставил президент страны.
Вплотную занявшись экспертизой, в РАН поняли, что из выделяемых на науку бюджетных средств, объем которых и без того невелик, на реальные исследования идет разве что половина, остальное ведомства тратят, по выражению А.Сергеева, «на какую-то аналитику, которая никак не контролируется». В итоге «в стране нет понимания, что представляет собой наука, прорыв у нас или падение».
Отвечая на вопрос о том, когда же, наконец, будет реализована идея научной аспирантуры, в разработку которой серьезно вложился и профессорский корпус, А.Хохлов обнадежил: нормативные документы готовы и в ближайшее время должны быть обнародованы. В общем виде реформа выглядит так: организации получат широкие полномочия по формированию учебных программ и будут избавлены от мелочного контроля со стороны Рособрнадзора. Оцениваться эта работа будет по результатам аспирантов, а не по выполнению установленных нормативов.
Дискуссионный блок программы конференции сменился круглым столом с парадоксальным названием «Критерии оценки научных организаций vs продвижение российских журналов». Принимая активное участие в работе Межведомственной комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, профессора РАН столкнулись с тем, что используемые сегодня подходы к оценке публикационной активности не только не стимулируют развитие отечественной научной периодики, но и губят даже то, чего с огромным трудом удалось достичь. Как этому можно противостоять, ученые разбирались вместе с А.Хохловым, директором Департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки Михаилом Романовским, заместителем генерального директора Российского научного фонда Андреем Блиновым и директором Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ириной Ильиной. В ходе обсуждения были затронуты многочисленные аспекты проблемы поддержки российских журналов. Далеко не все предложения профессоров были приняты, но диалог состоялся и наверняка будет продолжен.
Завершающим и довольно мощным аккордом конференции стала научная сессия, на которой профессора представили более двух десятков докладов по отдельным научным направлениям и результатам междисциплинарных исследований.

Надежда Волчкова

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев