Аккуратно с одеялом. Какой быть роли РАН на мировой арене? - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Аккуратно с одеялом. Какой быть роли РАН на мировой арене?

31.12.2019

Одной из основных тем заключительного заседания Президиума РАН стала международная деятельность академии. Доклад вице-президента РАН Юрия Балеги (на снимке в центре) «О Стратегии международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности» вызвал острую дискуссию.
Ю.Балега напомнил, что Стратегия разрабатывалась по поручению Президиума РАН и определяет «цели, задачи, приоритеты, основные инструменты и ресурсы» для взаимодействия РАН с зарубежными организациями.
Коротко остановившись на исторической роли академии, вице-президент РАН подчеркнул, что ХХ век ознаменовался ее исключительной ролью как высшего научного учреждения СССР в налаживании двусторонних и многосторонних связей. В последней четверти века РАН сотрудничала более чем со 100 государствами мира, зачастую выполняла функции головной организации, разработчика и инициатора новых форм научного взаимодействия. Сегодня академия является полноправным членом 42 международных неправительственных научных организаций.
– Мы подписали около 200 соглашений с зарубежными партнерами. Примерно 500 иностранных членов РАН из 55 стран мира работают вместе с нами, – добавил Ю.Балега.
На современном этапе развития научной сферы формируется новая исследовательская инфраструктура, и это, по мнению докладчика, требует разработки новых инструментов международного научно-технического сотрудничества (МНТС).
Говоря о проблемах, вице-президент РАН упомянул разрыв связей академии с научными организациями, вызванный реформами 2013 года, устаревание существующей научной инфраструктуры и длящуюся более 30 лет паузу в создании современных исследовательских установок на территории нашей страны. Еще одна головная боль – неопределенность статуса и роли РАН в осуществлении МНТС, отсутствие правовых основ для реализации функций, предусмотренных в законе о Российской академии наук.
В числе задач, стоящих перед академией, Ю.Балега назвал, во-первых, полноправное участие РАН в планировании деятельности в рамках МНТС РФ, во-вторых, закрепление за ней функции определения «точек роста» и ключевых направлений международного взаимодействия для выполнения Стратегии научно-технологического развития нашей страны. Третья задача – «обеспечить полноценную реализацию исключительного права РАН на выполнение функций научной дипломатии». Докладчик указал также на необходимость наделения РАН возможностью участия от имени России в формировании глобальной научно-технологической повестки.
Инструментами для выполнения этих функций могут стать Центры международного научного и научно-технического сотрудничества РАН (один из них заработал в этом году в режиме «мозговых штурмов» на базе гостиницы «Узкое»), где должны генерироваться идеи и вырабатываться предложения по решению глобальных проблем. Другими инструментами могут служить представительства РАН за рубежом, программы международной академической мобильности, механизмы межакадемических обменов, проблемно-ориентированные центры научного сотрудничества на территориальной основе (такой центр, ориентированный на взаимодействие с Китаем, сейчас создается в Сибирском отделении). Для выполнения поставленных задач необходимо решить многие вопросы нормативно-правового и организационного характера. Эта работа, как отметил докладчик, должна выполняться в тесной кооперации с Минобрнауки.
Говоря о приоритетах сотрудничества, вице-президент РАН выделил три главных ориентира: на восточном направлении это Китай, в европейском блоке – Франция, кроме того, необходимо активизировать научное взаимодействие со странами СНГ.
– Стратегия призвана возродить академические традиции и вернуть главенствующую роль РАН в международном научном сотрудничестве, повысить ее статус как системного института на внутриполитической и внешнеполитической аренах, – заключил Ю.Балега.
Комментируя доклад представителя академии, первый замминистра науки и высшего образования Григорий Трубников (на снимке справа) напомнил, что за международное научно-техническое сотрудничество в стране отвечает Минобрнауки, которое «является регулятором в области научно-технической и научной политики». 8 февраля этого года правительством была одобрена подготовленная министерством Концепция международного научно-технического сотрудничества, она «фактически фиксирует условия реализации МНТС, формулирует интересы РФ в области МНТС, цели, задачи и принципы МНТС РФ».
– Это основополагающий документ, в нем актуализированы международные союзы, альянсы, консорциумы, участие в которых РФ считает для себя приоритетом. Этот документ согласован со всеми ведомствами, в том числе с МИД, – отметил Г.Трубников. По словам первого замминистра, МНТС рассматривается в Концепции как средство интеграции российской науки в мировое научное пространство с «прагматичным учетом национальных интересов России».
Г.Трубников также напомнил, что за последние два года министерством были подписаны «дорожные карты» со стратегическими партнерами России – Францией и Германией, сейчас идет работа над аналогичным документом о сотрудничестве с Китаем. Что касается приоритетов, то в Концепции сказано о необходимости создания в России условий для привлечения лучших мировых умов. Один из проектов, нацеленных на решение этой задачи, – программа мегагрантов, в рамках которой в нашей стране ведущими учеными мира уже созданы 300 лабораторий. Еще один приоритет – это локализация международной исследовательской инфраструктуры на территории России. Речь идет о проектах мегасайенс ПИК, НИКА, СКИФ и других.
– В связи с этим, – отметил первый замминистра, – важна была бы роль РАН в содействии созданию на территории нашей страны международных межправительственных организаций (по образцу ОИЯИ в Дубне).
Г.Трубников рассказал, что в этом году его ведомство провело 20 международных многосторонних встреч. В 30 странах работают представители Минобрнауки в качестве атташе по науке и технике.
– Что касается предложенной Стратегии РАН, то надо более аккуратно отнестись к формулировке о главенствующей роли академии в международном сотрудничестве. Главенствующая роль здесь принадлежит МИД. РАН может выступать как участник и ключевой исполнитель. Аккуратнее стоило бы сказать и об исключительном праве РАН на выполнение функций научной дипломатии, потому что этим занимается тот же МИД, это функция Минобрнауки, Россотрудничества, а также посольств и представительств РФ за рубежом, – заключил представитель министерства.
При этом он признал инициативу разработки Стратегии в целом правильной и своевременной и предложил академии взять на себя функции по выборам тематик научного сотрудничества и новых проектов, а также по решению вопросов работы представительств РАН за рубежом.
Завершая дискуссию, президент РАН Александр Сергеев отметил, что академии «не надо перетягивать одеяло на себя», а стоит вести себя так, чтобы страна выигрывала от МНТС.
– Часто приходится слышать: «Зачем РАН, когда есть министерство, успешно работающее на международной арене?» Но, с другой стороны, иностранные коллеги отмечают, что академия воспринимается за рубежом как негосударственная структура, поэтому работать с ней для многих предпочтительнее. Если это более комфортно нашим партнерам, пусть заключают соглашения с РАН, все равно это идет в копилку страны. Но, конечно, нам надо выверять формулировки, чтобы инициативы академии не воспринимались как посягательство на ту миссию, которая принадлежит другим организациям. Наша задача – использовать сильные стороны, которые есть у каждой из структур, – подытожил глава РАН.

Светлана БЕЛЯЕВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2