«Двойка с плюсом» за интеграцию. Пришло время сблизить науку, образование и бизнес

21.06.19

Особенность Петербургского международного экономического форума — обилие панельных дискуссий со схожей тематикой. В повестке ПМЭФ-2019 наметанный глаз без труда выделил стержневую тему, связанную с интеграцией бизнеса, науки и образования. Внимание к ней понятно — без эффективной коммерциализации знаний Россия вряд ли сможет войти в пятерку ведущих экономик мира к 2024 году и — главное — обеспечить гармоничное и устойчивое развитие страны в интересах ее граждан. При таком подходе к архитектуре форума обсуждение заданной темы проходит на различных площадках, с участием разных спикеров, совпадения и расхождения взглядов полезны и неизбежны. А вот повторение речей двух- и трехлетней давности настораживает, свидетельствуя о нереализованности прежних деклараций.
В первый же день форума на сессии «Российское образование. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал» губернатор Пермского края Максим Решетников озвучил то, о чем, возможно, постеснялись сказать деятели высшей школы. В последние 20 лет наблюдалось ее тотальное недофинансирование по сравнению с другими бюджетными секторами, что пагубно отразилось на региональных вузах, тех, что борются не за вхождение в первую сотню мирового рейтинга, — им бы во вторую тысячу войти. Сегодня положение улучшилось, к примеру, ВЭБ помогает строить кампус для Пермского медицинского университета — с возможностью расширения для других вузов. Последовал резонный вопрос: готов ли край (отнюдь не бедный) стать учредителем собственных вузов при сохранении федеральной поддержки? Губернатор смело ответил, что готов. Но такая регионализация может привести к снижению качества образования. Перспективнее выглядит известный план ректора МГУ Виктора Садовничего создавать консорциумы столичных и региональных вузов, в которых первые играли бы роль локомотивов, а финансовые вливания из региональных бюджетов и других источников способствовали бы укреплению этого альянса. Чем не вариант интеграции?
Ну, а в последний день на сессии «Технологический рывок и компетенции XXI века» интеграцию по-своему трактовал генеральный директор Российской венчурной компании Александр Повалко: «Оттого что вы назовете университет предпринимательским или исследовательским, ничего не изменится. Надо обеспечить его взаимодействие с бизнесом, рынком. Одни из инструментов — формирование вокруг центров НТИ (Национальной технологической инициативы) консорциумов и решение прикладных задач в интересах игроков рынка. И тогда возникает встречное движение, при том что горизонты планирования в науке и образовании более дальние, чем в бизнесе». Но отчего-то взаимодействие не складывается, как хотелось бы. Как отмечал на той же сессии автор проекта «Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» Сергей Гиль, российские вузы и колледжи не охватывают всех компетенций, необходимых современной экономике; крупные компании пошли по пути создания корпоративных университетов, заточенных на передачу знаний и навыков, востребованных в своих сферах деятельности.
Организаторы сессии «Наука, образование и бизнес: стратегия интеграционного взаимодействия» не избежали соблазна ответить на трудные вопросы с помощью пультиков для электронного голосования. Сначала аудитории было предложено определить уровень столь вожделенной интеграции по пятибалльной шкале, а в конце сессии — свериться с мнением экспертов, хранившемся до поры в запечатанном конверте. Такая вот незатейливая интрига. Аудитория расщедрилась на оценку 2,18 балла, образно говоря, «двойку с плюсом». Эксперты оценили уровень интеграции образования и науки в 2,64 балла, образования и бизнеса — в 2,45, бизнеса и науки — в 2,27. А в промежутке состоялась работа над ошибками.


Одним из ключевых было выступление президента РАН Александра Сергеева. Он добрым словом вспомнил скреплявшую науку и вузы, канувшую в Лету федеральную целевую программу «Интеграция». (Мы тоже в отчетах о прошлогодних форумах ее вспоминали, а директор Центра международного высшего образования при Бостонском колледже Филип Альтбах еще на ПМЭФ-2014 советовал российским коллегам усилить интеграцию университетов с институтами РАН, сохраняющими основной научный потенциал страны.) Связь науки с высшим образованием органична, подчеркнул академик, связь науки с бизнесом наладить сложнее. В нашей стране вклад бизнеса в НИР составляет 25-30%, остальное — средства госбюджета, в продвинутых наукоориентированных экономиках соотношение обратное. Для устранения дисбаланса он призвал разобраться в его причинах. Раньше связующим звеном между теорией и практикой служила отраслевая наука. Спикер опроверг бытующее мнение, что после катаклизмов 1990-х ее у нас нет. Сегодня она возрождается в недрах высокотехнологичных предприятий, таких как фармацевтическая компания «БИОКАД», опыт которой А.Сергеев специально изучал. Сначала там создавали и выводили на рынок аналоги зарубежных лекарств, а когда созрели до разработки оригинальных препаратов, инициировали собственные поисковые исследования. Президент РАН обещал присмотреть для инноваторов партнеров из академической сферы — это реальный путь интеграции. Другой вопрос, насколько сами ученые заинтересованы в практическом приложении своих разработок? Оценка деятельности научных организаций, получающих госзадания и деньги на их исполнение, исходит, по словам А.Сергеева, не из востребованности для экономики, а из публикационной активности. И эти критерии совместно с Минобрнауки предстоит скорректировать.
Наглядно убедиться в том, что прикладная наука жива и неплохо себя чувствует, можно было в красочном павильоне (разработчик — Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+), посвященном Международному году Периодической таблицы химических элементов под эгидой ЮНЕСКО. В нем нашлось место и для «химического бара», в котором желающие могли отведать вкусные, полезные и абсолютно нетоксичные напитки из колб, реторт, мензурок и пробирок. На этом фоне Владимир Бродский и Дарья Лонская, кандидаты наук из Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, демонстрировали разработанные в его стенах системы очистки сточных вод от ионов тяжелых металлов, нефтепродуктов, поверхностно активных веществ, красителей и других загрязнителей, уже внедренные на предприятиях при содействии вузовского Центра трансфера технологий. Рядом с ними сотрудник лаборатории новых материалов для солнечной энергетики МГУ Андрей Петров (на снимке) показывал в действии перспективные фотоэлементы для солнечных батарей — гибридные перовскиты. Благодаря выверенной рукотворной структуре их отличает высокая эффективность конверсии световой энергии в электрическую, что актуально в условиях Арктики и Крайнего Севера. Судя по интересу участников форума, клиентов у предприимчивых химиков станет больше.
Модератор упомянутой сессии, первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова задала участникам прямой вопрос: а кто, собственно, должен инициировать интеграцию?
«У нас этим занимается государство», — убедительно ответила в своем выступлении руководитель образовательного центра «Сириус», член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелева. Принята Стратегия научно-технологического развития как ответ на «большие вызовы». Формируется масштабная инфраструктура: 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 14 центров компетенций НТИ, четыре математических, не менее трех геномных центров исследований, вузовские инжиниринговые центры под эгидой Минпромторга и Минобрнауки. Новые возможности для роста инновационных центров открывает ФЗ №216 — это зона ответственности Минэкономразвития. На форуме подписано соглашение о создании 47-го регионального образовательного центра по модели «Сириуса» — в Московской области. В июле этого года в Имеретинской долине Сочи открывается инновационный научно-технологический центр «Сириус» (включающий университет) в коллаборации с ведущими компаниями и вузами страны. Эта горизонтальная сеть «для движения лучших кадров, идей и смыслов», с широкими возможностями интеграции, которые будет изучать и систематизировать экспертная группа, созданная по инициативе и при поддержке РАН, «Росконгресса», организатора форума, и компании «Иннопрактика».
Наверняка в копилку опыта войдет пример взаимной эмпатии, которую проявили компания «Газпромнефть», правительство Санкт-Петербурга и университеты города — ИТМО, Политехнический Петра Великого и Электротехнический «ЛЭТИ», подписавшие на форуме меморандум о создании научно-образовательного центра «Искусственный интеллект в промышленности». В названии центра заложена его направленность на объединение усилий в интересах развития цифровой экономики и подготовки кадров для высокотехнологичной индустрии. Вероятно, уже к следующему форуму станет ясно, насколько намерения участников альянса удалось подкрепить интеграционными «объятиями».
Новый вектор дискуссии задала первый вице-президент «Газпромбанка» Наталья Третьяк, имеющая большой опыт работы в системе образования. Технологии меняются с огромной скоростью, и с той же скоростью девальвируются профессиональные знания. Работодателю важнее, умеет ли выпускник вуза думать, анализировать, адекватно реагировать на изменения, действовать в команде, в условиях неопределенности. Эти навыки, называемые soft skills, формируются со школьной скамьи, а «войти в школу» бизнесу бывает сложно. Его необходимо подключить к разработке стандартов общего образования. Тему подхватила замминистра просвещения Ирина Потехина: эти навыки надо сперва привить педагогам, их у нас полтора миллиона на 42 тысячи школ, и большинство училось по старинке, вне реалий цифровизации. Каково им иметь дело с детьми цифровой эпохи и их требовательными родителями?
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан рассудил здраво: интеграционная активность возникает лишь там, где есть реальные точки роста. Бизнес в других странах начинает финансировать инновации не потому, что страстно их любит. Инновации не любит никто, они очень портят привычную жизнь. Но конкуренция заставляет идти на перемены. У нас не так — борьба идет за административный ресурс. Глобально конкурентоспособных компаний, государственных и частных, и, соответственно, университетов пока немного. Он предложил им объединиться и идти в школы — спасать наше будущее, подхватить молодое поколение и сделать его конкурентоспособным.
К сожалению, ясно, что российская система образования отстает от запросов общества и рынка, не прочь получить преференции от бизнеса, ничего не предоставляя ему взамен. Как обеспечить интеграцию новых практик в сложившиеся образовательные структуры, добиться их эволюции? О тенденциях развития онлайн-образования и внедрении образовательных стартапов — в следующем номере газеты.

Аркадий СОСНОВ

Фото автора

Нет комментариев